С целью подготовки учителей к введению Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения на базе общеобразовательной
школы № 54 города Кирова была проведена педагогическая мастерская по
проблеме «Исследовательская деятельность учащихся в формировании
метапредметных компетентностей в условиях реализации ФГОС ОО».
Организатор
семинара: О. Л. Лежепёкова, старший преподаватель кафедры
информационно-технологического и физико-математического образования,
к.п.н.
Сроки проведения педагогической мастерской: 06. 02.2014 г.
Цель
педагогической мастерской: создание условий для профессионального роста
учителей через ознакомление с сущностью и возможностями метапредметного
подхода в образовании, с особенностями метапредметного подхода к системе
оценки достижения образовательных результатов; освоение вопросов
методологии научного познания, приемов и методов организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне урока.
Открытие
педагогической мастерской началось с представления образовательного
учреждения директором школы Авериной Валентиной Григорьевной. Участники
мастерской познакомились с направлениями работы, планами и перспективами
развития образовательного учреждения, достижениями школьников и
учителей.
Заместитель
директора по УВР, Бояринова Надежда Витальевна рассказала о
методической работе учителей школы.
Проведению педагогической мастерской
предшествовал обучающий семинар по программе:
1. Метапредметное содержание образовательных стандартов.
2. Методика эвристического обучения.
3. Методология исследовательской деятельности.
4. Исследовательский метод обучения.
Итогами работы семинара стало проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий учителями образовательного учреждения:
- Урок изучения и первичного закрепления нового материала «Изменение
окончаний имен существительных в зависимости от вопроса», 3 класс.
Учитель начальных классов - Шатова Елена Александровна.
- Урок комплексного применения знаний «Умножение целых чисел», 6 класс. Учитель математики - Первакова Галина Дмитриевна.
- Урок закрепления знаний «Силикатная промышленность, 9 класс. Учитель химии - Пешнина Наталья Владимировна.
- Урок комплексного применения знаний «Решение задач на движение», 4
класс. Учитель начальных классов - Зяблицева Елена Евгеньевна.
- Урок обобщения и систематизации знаний «Счастливая страна детства», 7
класс. Учитель русского языка и литературы - Губанищева Елена
Ардальоновна.
- Урок закрепления знаний. «Единицы работы
электрического тока, применяемые на практике», 8 класс. Учитель физики -
Куртеева Анна Владиславовна.
- Внеурочное занятие с учащимися первого класса «Управлять временем». Педагог-психолог - Марьина Светлана Кузьминична.
- Классный час с учащимися 5 класса «Цена ему – жизнь». Учитель русского языка и литературы - Рыжова Наталья Леонидовна.
- Факультатив по математике с учащимися 5 класса. Учитель математики - Мягкова Ирина Вячеславовна.
- Представление педагогического опыта «Организация исследовательской
деятельности младших школьников как средство реализации личности в
начальной школе».
Структура всех уроков была построена в рамках
метапредметного подхода к обучению. На первом этапе урока (мобилизующий)
учителя использовали приемы, позволяющие включить каждого ученика в
активную интеллектуальную деятельность. На этапе целеполагания учащиеся
сформулировали цели урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. На этапе
проблематизации школьникам были предложены задания, выполнение которых
возможно только при условии получения новых знаний.
Таким
образом, с помощью заданной проблемной ситуацией учителя подвели
учеников к осознанию недостаточности имеющихся у них знаний и умений. На
этапе взаимопроверки и взаимоконтроля учителя показали методы и приемы,
направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных
действий (умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками в группе). На завершающем этапе урока
(рефлексивном) учащиеся продемонстрировали то, чему научились и какими
способами действовали по достижению целей урока.
Содержание всех
представленных уроков направлено на формирование главного умения
школьников – умения учиться, то есть способности ребенка к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Для участников мероприятия была проведена экскурсия по школьному музею его руководителем Дзюбой Надеждой Юрьевной.