Дегтерева Галина Дмитриевна
Учитель начальных классов МОУ СОШ№ 10 им. К.Э. Циолковского г. Кирова
Достижения учителя:
- Победитель:
-
Конкурса лучших учителей Российской Федерации (2010 г.)
-
Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2008 г.)
-
VII муниципального конкурса «Самая классная классная» (2007 г.)
- Награждена:
- Соавтор по разработке:
-
рабочих тетрадей по литературному чтению «Читая-думаю»,
-
рабочих тетрадей по письму «В страну букв»,
-
дидактического пособия «Учусь с интересом», 3 класс: Практический материал для учащихся по русскому языку.
- Публикации:
Методическая система
Основой методической системы, которая сложилась в 2006 –2009годах, стали теоретические разработки доктора педагогических наук Г.А. Бакулиной и кандидата педагогических наук О.Н. Бершанской об антиципации как средстве повышения активной и осознанной деятельности младших школьников (антиципация – предугадывание событий). Система строится на технологиях: деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), проблемно-диалогового обучения, технологии работы с текстом по формированию правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская), на методике субъективизации (Г.А. Бакулина) и информационно-коммуникационных технологиях.
Организация образовательного процесса с целенаправленным и систематическим использованием приемов антиципации потребовала решение следующих задач: определить принципы проведения урока средствами субъективизации и апробировать структуру урока с учетом использования антиципации; изучить, подобрать и разработать приемы организации основных этапов урока с элементами антиципации; подобрать и составить дидактические материалы.
Новый методологический подход к организации уроков создает условия для активного и осознанного участия школьников в учебном процессе, обеспечивается реализацией специфических принципов проведения уроков и введением нового структурного этапа урока – мобилизующего, требует применения для организации основных этапов урока специальных приемов, основанных на антиципации.
Новый вариант словарной работы предусматривает осознанное участие школьников, что позволяет совершенствовать и обогащать их словарный запас.
Осознанное участие школьников в организации и проведении анализа художественного произведения обеспечивается созданием условий для самостоятельного формулирования ими заданий для работы с текстом и участием детей в постановке вопросов к нему. С помощью технологии субъективизации процесса обучения у младших школьников формируются умения анализировать текст, выполнять к нему творческие задания. Используются приемы, предполагающие кодирование информации текста, составление высказывания на основе прочитанного.
Организация процесса обучения осуществляется с использованием на уроках авторских рабочих тетрадей «Читаю-думаю», задания которых реализуют подход к организации занятий, направленный на повышение активной и осознанной деятельности учащихся.
Включения учащихся в процесс антиципации учебной информации и предстоящих собственных действий обеспечивает участие школьников в планировании, организации и проведении структурных этапов урока.
Целенаправленное систематическое использование антиципации на большинстве структурных этапов урока позволяет более продуктивно решать его образовательные задачи, существенно повышает речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Реализация системы способствует:
- формированию активной позиции каждого ученика на уроке, - развитию предметных и универсальных способов действий,
- личностному росту ребенка в эмоциональной и познавательной сферах. Основные идеи и подходы методической системы представлены:
- педагогическому сообществу на различных педагогических форумах от городского до международного уровня;
- учителям начальных классов г. Кирова через авторский спецкурс «Проектирование уроков литературного чтения, организующих активную и осознанную интеллектуальную деятельность младших школьников» и цикл мастер-классов;
- учителям начальных классов Кировской области через систему повышения квалификации (с 2008 года учитель является внештатным лектором КИПК ПРО).
Достижения учащихся 2007 – 2009 гг.
-
Победитель регионального конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь»
-
Дипломант Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
-
Победитель Российской детской телекоммуникационной конференции увлечений «Ум@ник»
-
Дипломант региональной эвристической олимпиады комплексного содержания «Совенок»