Куковякин Сергей Анатольевич
Учитель физики МОУ многопрофильного лицея г. Вятские Поляны Кировской области
Достижения учителя
- Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»
- Награжден: Грамотой АНО «Компьютер и дети» за активное участие в работе Интернет - государства Учителей и весомый вклад в развитие Российского образования Сертификатом за достижение высоких результатов в VIII Международной Интернет - Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты – 2009»
- Победитель:
-
Конкурса лучших учителей Российской Федерации (2006, 2010 гг.)
-
Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» (2008 и 2009гг.)
-
Всероссийского конкурса учителей биологии, химии, физики и математики (2010 г.)
- Разработчик учебных материалов для учащихся лицея:
-
Учебное пособие «Механика», являющееся кратким обобщением школьного курса механики
-
«Сборник задач по физике для 9 класса»
-
«Краткий справочник по физике за курс средней школы»
Методическая система основана на формировании и развитии образного мышления, абстрактного мышления. Соавторство учителя и ученика в разработке всех компонентов педагогического процесса – его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания придает педагогической деятельности технологичность, обеспечивает единство личностно-смыслового и когнитивного развития учащихся.
Основные положения системы. С первых минут общения с учениками выясняется уровень их образного восприятия. Предлагается по знакомым с детства картинкам описать всеми возможными способами изображенные физические явления, нарисовать вид лицея с высоты птичьего полета, указать направление на север, на музыкальную школу и т.д. Выясняется, кто и как представляет временные отрезки – день, неделю, год, столетие. Этот процесс позволяет найти общий язык с учениками, вызвать их на общение, снять некоторые комплексы. Мышление зрительными образами является мощным фактором в интеллектуальном развитии современного человека. Зрительные впечатления служат основой для ориентации в многообразии окружающего мира. Создавая образы, оперируя ими, ученики с помощью учителя получают модели, которые позволяют понять суть и содержание изучаемых законов физики, явлений и конкретных учебных ситуаций. Образное мышление формируется в условиях использования разнотипного наглядного материала при решении задач, требующих: мысленного преобразования; актуализации образов по памяти; видоизменения образов по заданным признакам. Применение технологии проблемного обучения и уровневой дифференциации, модульной и кейс-технологии позволяет реализовать на практике поставленные цели и задачи. Школу должен покидать человек, способный «видеть» окружающий мир, желающий и умеющий применять свои знания и совершенствовать их. Поэтому все действия направлены на то, чтобы заинтересованный ученик сумел самостоятельно получать знания и видеть их практическую значимость. Для этого необходимо учить умению ставить перед собой задачи и искать способы их решения, грамотно описывать всю методику проведенной самостоятельной работы. По мере изучения материала расширяются возможности практического применения полученных знаний и, наоборот, получение этих знаний посредством проведения опытов и экспериментов. Ученик должен сам оказаться первооткрывателем законов, побывать в роли изобретателя и конструктора. Иллюстрации и рисунки для описания явлений природы используются дважды: при изучении нового материала применяются для объяснения, а при повторении темы по этим же слайдам школьники выполняют рассказ. По словесному описанию ученика всегда можно распознать, излагает ли он знания, полученные по учебнику, или опирается на имеющийся у него образ. Кроме совершенствования образа, такой прием помогает развивать речь. Формирование умения правильно представлять информацию в схемах, таблицах и графиках. Каждую задачу можно «нарисовать» – полученный образ запоминается надолго. При малейшей возможности знание необходимо материализовать. Если разговор идет о замкнутом контуре, он должен быть в руках учителя, если изучается зеркало, оно должно лежать на столе ученика, если изучается электромагнитная волна, ее рисунок должен быть на доске и в тетради. Прием: закрыть глаза и представить, например, летающие в воздухе молекулы: у азота – синего цвета, у кислорода – белого; с такой моделью можно описать любые свойства веществ. Подход к выполнению лабораторных работ: каждый своими руками должен получить свои результаты и обработать их. Такой подход позволяет к 10 классу научить школьника самостоятельно выполнять (порой без инструкции) любую работу, знать лично каждый прибор, про который потом он будет решать задачи. Применение компьютерной техники дает колоссальные возможности объемного моделирования, помогает создавать ученику новые образы.
Основные идеи методики, приемы, формы и методы работы представлялись:
- на конференции лауреатов Всероссийского конкурса фонда «Династия» 01.07.2009.
- в творческой лаборатории учителей Кировской области «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе».
Публичная презентация методической системы состоялась на заседании городского методического объединения учителей физики г. Вятские Поляны 16.04..2010.
Достижения учащихся в 2006 – 2008 гг. :
-
Изготовлено оборудование: частотомер и установка для измерения КПД генератора переменного тока для физического практикума, источник постоянного регулируемого напряжения для использования в демонстрационном эксперименте
-
Подготовлен комплект дидактических игр для дошкольного образовательного учреждения «Учение с увлечением 2008 - 2010 гг.
-
Победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
-
Призер федерального окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
-
Призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
-
Победитель дистанционной олимпиады «Шаг в физику» при МГУ
-
Победитель образовательного молодежного проекта «Покори Воробьевы горы!» при МГУ
-
Призер регионального этапа технической олимпиады