Никитина Елена Леонидовна
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ с УИОП №47 г. Кирова
Достижения учителя:
- Присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (2006 г.)
- Награждена:
-
Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2001г.)
-
Грамотой Ассоциации «Лицей» Центра развития и образования «Одаренные дети Вятки» (2007 г.)
-
Грамотой областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»
-
Благодарственными письмами Вятского государственного гуманитарного университета, Кировского филиала Московской финансово-юридической академии и Российского университета инноваций за подготовку участников конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ (2007 г.)
- Победитель:
-
конкурса лучших учителей Кировской области (2007 г.)
-
конкурса лучших учителей Российской Федерации (2008, 2010 гг.)
- Разработаны:
-
программа научно-исследовательского общества учащихся «Шаг» (2006 г.)
-
программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» (2009 г.)
-
«Краткий курс истории России» для подготовки учащихся к ЕГЭ (2009 г.)
-
учебное пособие по обществознанию для поступающих в ГОУ ВПО Кировскую государственную медицинскую академию (2009 г.)
Методическая система учителя
Ведущая идея: самостановление ученика более эффективно, если процесс образования строится на основе системы педагогической поддержки, обеспеченной научно-методическим сопровождением. Единство курсов при работе по образовательной системе «Школа 2100» достигается через реализацию общих методологических, методических и психологических подходов. На вооружение взята система психолого-дидактических принципов: а) личностно-ориентированные (адаптивности, развития, психологической комфортности); б) культурно-ориентированные (целостности содержания, общей картины мира); в) деятельностно - ориентированные (переход от совместной деятельности к самостоятельной, опора на предшествующее развитие и т.д.).
Основные положения педагогической деятельности. В системе педагогической поддержки жизнь ребенка на уроке организуется так, чтобы каждый прожитый ребенком урок был позитивным уроком жизни. В связи с этим систематизирована работа по использованию здоровье сберегающих педагогических технологий.
Сущность педагогической поддержки: сопровождение индивидуального, личностного и социального развития ученика, поддержка всего позитивного, что уже существует в его индивидуальном опыте, помощь в раскрытии генетического потенциала и преодолении трудностей в процессе обучения и воспитания.
Значение педагогической поддержки – создание условий для развития процессов самосознания, самоопределения и самореализации, что приводит к повышению эффективности процесса социализации школьника.
Цель технологии педагогической поддержки – становление социальной позиции ученика, основных ее характеристик: 1) формирование устойчивого мировоззрения, социальных и нравственных качеств; 2) формирование высокой психологической мобильности, гибкости, способности усваивать и перерабатывать информацию, создавать новое; 3) формирования чувства ответственности за свои поступки, действия, их последствия и умения делать правильный жизненный выбор. При таком подходе ученик становится субъектом собственного развития.
Условия внедрения педагогической поддержки: предоставления свободы выбора, опора на собственные силы ученика и его потенциальные возможности, вера в них; сотрудничество и содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность; безопасность, защита прав и достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Механизмы педагогической поддержки: понимание и принятие, доверие и сопереживание; стратегия авансирования, предвосхищающей оценки и психологической защиты. В технологии педагогической поддержки каждый урок должен быть адаптивным. Его главный критерий: триединая дидактическая цель должна отвечать на три вопроса «Что должно быть усвоено? На какие жизненные ценности ориентировано содержание урока? Какие личностные качества ребенка можно развить на уроке?»
Важная особенность – мотивация познавательной деятельности. Для этого необходимо оценивать результаты учебного труда каждого ученика, использовать разнообразные формы поощрения, уровень учебных заданий должен соответствовать уровню реальных возможностей учащихся, необходимо организовать ситуацию успеха, применять активные формы обучения, сочетая взаимодействие учителя с учащимися и учащихся с учащимися.
Обязательное требование к уроку – наличие самостоятельной работы на каждом уроке, выполнение творческих заданий, самопроверка и взаимопроверка. Введение такой рефлексии повышает ответственность каждого за результат своего труда, исчезает страх перед плохой отметкой.
Правило: необходимо избегать низких оценок, но при этом оценивать каждый этап урока и урок в полном объеме у каждого ученика.
Сотрудничество учителя и ученика, поддержка последнего – один из основных критериев адаптивного урока и технологии педагогической поддержки.
Роль учителя – организатор познавательной самостоятельной деятельности школьников.
Технология педагогической поддержки является базисной в педагогической деятельности, т.к. это технология сотрудничества, она прекрасно согласуется с технологиями развивающего и проблемного обучения, КСО, с технологиями «Дебаты», «критического мышления» и соответствует интерактивным методам обучения: «мозговой штурм», отстаивание своей позиции, реклама проекта, анализ альтернатив и др.
Публичная презентация методической системы состоялась:
-
- через авторский спецкурс в рамках куров повышения квалификации Кировского ИПК и ПРО «Личностно-ориентированное образование как условие формирования компетентностей школьников» в 2008.г.
-
- через практикумы на базе образовательного учреждения для слушателей курсов повышения квалификации Кировского ИПК и ПРО в 2008 и 2009 гг.
-
- на заседании областного общественного совета учителей истории, обществознания, права, экономики при кафедре образовательной области «Обществознание» Кировского ИПК и ПРО в апреле 2010 г.;
-
- на областном образовательном Форуме «Открытость. Качество. Развитие» – 2010.;
-
- в публикациях по диссертационному исследованию, в докладах и тезисах конференций регионального, межрегионального и Всероссийского уровня.
Достижения учащихся 2007 -2010г.:
-
Победитель и призер регионального этапа олимпиады по обществознанию
-
Победитель эвристической олимпиады 2008, 2009 гг.
-
Призер XII Регионального Конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее», участник конгресса в Приволжском Федеральном округе
-
Публикации в сборнике статей «Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Приволжском Федеральном округе РФ
-
Активное участие школьников в региональных конгрессах молодых исследователей «Шаг в будущее».