Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области
 
 
 
 
Окунева Светлана Александровна
 Учитель русского языка и литературы МОУ Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка г. Кирова
 
 
 
 
Достижения учителя
- Присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (2008 г.)
- Награждена:
  • 2009 г. Дипломом по итогам Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
  • Дипломом Лауреата I степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации -2009»
- Разработаны, апробированы, имеют экспертное заключение программы: спецпрактикумов для учащихся школ с углубленным изучением гуманитарных предметов «Основы анализа художественного текста», «Историческая грамматика», элективного курса «Нравственность как основа жизни»
 
  Методическая система учителя
  Ведущая идея – приоритетное значение общечеловеческих ценностей в любой сфере жизнедеятельности лежит в основе педагогической деятельности. Она строится на системном, личностно-ориентированном и деятельностном подходах с опорой на принципы ценностного наполнения образовательного процесса и при соблюдении следующих педагогических условий:
  - обращение к содержательному материалу, обладающему нравственной направленностью и характеризующемуся диалогичностью, проблемностью, ориентацией на личностный опыт;
  - организация ценностной воспитывающей среды взаимодействия педагогов и родителей школьников;
  - включение всех субъектов взаимодействия в разнообразные формы нравственно ориентированной творческой деятельности.
   Работа строится на основе учебных и воспитательных программ, которые взаимно дополняют друг друга, интерактивных образовательных технологий (на уровне системы – технологии диалогового обучения, проектной деятельности, коллективной мыслительной деятельности; на уровне методических приемов или отдельных компонентов – технологии педагогических мастерских, развития критического мышления через чтение и письмо).
  Диалоговые технологии и технологии проектной деятельности, коллективной мыслительной деятельности и педагогических мастерских, развития критического мышления через чтение и письмо дают возможность мотивировать нравственно-ценностную деятельность гимназистов. Особое внимание уделяется частично-поисковому, поисковому и исследовательскому методам обучения и воспитания. Диалог как метод обучения и воспитания учащихся реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Применение сетевых и дистанционных технологий позволяет работать на более глубоком уровне, разнообразить занятия, установить систему консультаций по домашнему заданию.
  Наряду с традиционными формами взаимодействия используются такие формы как погружение в эпоху, интегративные образовательные экспедиции, коллективные гимназические и классные проекты, исследовательская деятельность гимназистов. В течение нескольких лет успешно используется подробно разработанный вариативный алгоритм занятия в режиме диалога, представляющий цепочку последовательных действий, основанных на совокупности психолого-педагогических методов, приемов и способов побуждения гимназистов к решению важных вопросов:  
  1. шаг – индивидуальное осмысление проблемы,
  2. шаг – соотнесения своего понимания с другими,
  3. шаг – презентация продукта деятельности,
  4. шаг – объединение или пересечение приобретенных смыслов,
  5. шаг – презентация продукта деятельности,
  6. шаг – индивидуальное и групповое осознание.
  В систему входят занятия спецкурса «Нравственность как основа жизни», целью которых является формирование у школьников представления о мировой художественной литературе как о величайшей ценности. Тематика занятий основана на обсуждении нравственных и философских проблем мировой литературы. Органическим дополнением занятий спецкурса выступает индивидуальная исследовательская деятельность гимназистов. Это дает возможность каждому ученику обратиться к той или иной нравственной проблеме, попытаться разрешить ее, выразить свое отношение к ней. Это способствует не только расширению знаний по курсу литературы, формированию исследовательских умений и навыков, но и обогащает внутренний мир гимназистов общечеловеческими ценностями, переживаниями, помогает становлению личностного взгляда на нравственную проблематику текста.
  Особую роль в развитии духовно-нравственного потенциала играют интегративные образовательные экспедиции как формы организации познания всех участников образовательного процесса, интегрирующей знания, переживания, впечатления в результат особого качества – духовный опыт ребенка.
  Цели интегративных образовательных экспедиций:
  - пробуждение у членов гимназического сообщества чувства национальной гордости, патриотизма;  
  - расширение духовного опыта общения учащихся и педагогов;
  - пробуждение у школьников интереса к изучению художественного наследия великих русских писателей, художников, архитекторов, скульпторов и к изучению их биографий, творческого наследия;
  - включение гимназистов в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, исторического и социологического характера.
  В качестве результата отмечаются не только высокие достижения учеников в учебной деятельности, но и развитие умений слушать, задавать вопросы, общаться. Отмечаются: активизация интереса к произведениям литературы, возросшее внимание к нравственным вопросам, стремление решить жизненные проблемы с точки зрения ориентации на нравственные нормы, позитивные изменения в плане взаимоотношений родителей, детей и педагогов.
 
  Публичная презентация целостной методической системы состоялась на областной научно-практической конференции учителей-словесников 22.04.2010, представление отдельных компонентов системы:
 - на городской научно-практической конференции учителей гуманитарно-эстетического направления и работников школьных библиотек,
 - на курсах повышения квалификации КИПК и ПРО,
 - в методических публикациях и в тезисах конференций регионального и Всероссийского уровней, в публикациях по диссертационному исследованию.
 
 Достижения учащихся в  2007 – 2009 гг.
  •  Призеры регионального уровня игры-конкурса «Русский медвежонок»
  •  Победитель Регионального Конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее»
  •  Публикации по материалам региональной научно-практической конференции школьников «Молодежь и наука» – 2008 (г. Глазов)
Министерство образования и науки Российской Федерации