Секция учителей географии
«Стандарты второго поколения: идеи развития творческого потенциала учителей географии и школьников».
Методологические особенности нового Федерального Государственного образовательного стандарта определяются целями и задачами развития образования, которые, в свою очередь, обусловлены общественными потребностями и интересами. Для современного мира, в целом, характерны: усиление и расширение сфер глобальной конкуренции; нарастание новой волны технологических изменений (переход к шестому технологическому укладу), от скорости освоения которых во многом будет зависеть конкурентоспособность стран, регионов и индивидуумов; постоянный рост роли человеческого капитала.
Государственный образовательный стандарт направлен на решение общественно-стратегической задачи – выявить, агрегировать и зафиксировать практически значимые современные требования к результатам образования со стороны личности, семьи, государства, общества. Речь идет о социокультурной модернизации, то есть изменении общественной системы ценностей и институтов. Отсюда, возрастает значение и роль социально-гуманитарных дисциплин, в высокой степени обладающих ценностно-мировоззренческим потенциалом (философии, социологии, политологии, географии, правоведения, истории, этики, эстетики и др.), в формировании личностных качеств обучающихся.
География рассматривается по содержанию как практико-ориентированная дисциплина мировоззренческого характера, часть общечеловеческих ценностей. В содержательной части приоритет отдаётся комплексно-страноведческому подходу, в основе познания которого человек и его хозяйственная деятельность, быт, нравы и обычаи, материальная и духовная культура. В развитии ценностных ориентаций впервые выделено фундаментальное ядро знаний (понятия и категории, теории и учения, концепции, законы и закономерности) в целях формирования метапредметных результатов получения образования, направленных на устойчивое развитие общества. В современной модели получения географического образования стратегической задачей является переход к новым педагогическим технологиям, освоение деятельностного и компетентностного подходов, где новацией являются геоинформационные системы. Изменяются научно-методические подходы к оценке качества образования обучающихся, условиям реализации требований ФГОС нового поколения. Результатами школьных достижений рассматриваются как метапредметные, так и предметные, личностные универсальные учебные действия, позволяющие применять полученные теоретические знания, комплексное географическое мышление в решении реальных жизненных проблем на уровне исследования и проектирования.
На конференции широко был представлен опыт работы учителей географии-экспериментаторов по формирование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, способов деятельности, направленных на самореализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников в работе с различными источниками географической информации, применение теоретического мышления для объяснения, оценки и прогноза сложных противоречий в системе взаимоотношений «природа-человек-общество» для устойчивого развития. Больщое внимание учителя географии уделяют развитию индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий обучения школьников, предоставлению им права выбора форм организации учебной деятельности, темпа обучения, уровня познания, обеспечению изучения географии в школе и на базовом, и на профильном уровнях. Широкие возможности для этого открывают доступные в сети Интернет - справочники, программа "Google Earth", множество фотогалерей. На решение новых задач организации образовательного процесса направлены современные учебно-методические комплексы: УМК Издательского центра «Вентана-Граф», проекта «Сферы» под редакцией В.П.Дронова, «Полярная звезда», авт. В.В. Николина, А.И. Алексеев, «География» издательства «Мнемозина» - образовательные проекты, которые создают новую информационно-образовательную среду и имеют уникальные возможности для формирования универсальных учебных действий, метапредметных результатов учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Акцент на фундаментальность образования обусловлен постоянным обновлением научного знания, поэтому значимыми становятся навыки и умения работать самостоятельно с новой информацией, включать новые данные в уже имеющееся знание и применять к ним известные способы объяснения и описания. Образование должно быть постоянным на протяжении жизнедеятельности человека.
Принцип фундаментальности включает в себя интегративный характер обучения – укрепление межпредметных и междисциплинарных связей. Учителя географии делились опытом работы по формированию универсальных учебных действий средствами геоэкологического образования школьников, системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подходов в проектировании образовательного процесса по географии.
Прошли мастер-классы по темам: «Формирование универсальных учебных действий в обучении географии в режиме развития творческих способностей учащихся» (Л.А. Краева, учитель географии МКОУ Спицинская СОШ п. Ленинская Искра Котельничского района»; «Формирование метапредметных результатов учащихся в обучении географии на основе кейс-технологий» (С.Н. Гостюхина, учитель географии МКОУ с УИОП г. Кирс Верхнекаского района); «Формирование универсальных учебных действий на основе информатизации географического образования» (Е.В. Арефьева, учитель географии МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. .Жарукова г. Яранска); «Развитие детской одарённости средствами географии на базе школы как муниципального образовательного центра» (Л.А. Андреева, учитель географии МКОУ СОШ им. Ракитиной г. Мураши Мурашинского района, заслуженный учитель РФ); «Активные формы дополнительного географического образования учителя - ресурс развития личностных качеств обучающихся» ( Е.К. Суевалова, учитель географии ГОМКОУ СОШ с УИОП №1 г. Белая Холуница).
Единство знаниевой и функциональной составляющей образовательного процесса, баланс фундаментального и прикладного подходов являются ведущими в системе повышения квалификации учителей географии Кировской области, где предложена модель подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах. Прочно вошли в образовательную деятельность повышения квалификации учителей географии: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, встречи по обмену опытом работы, разработка моделей учебных занятий разного типа в режиме использования ИКТ на уроках географии. Учителя географии Кировской области участвуют в сетевом взаимодействии по направлениям профессиональной проектной деятельности, разработке исследовательских сайтов учащихся, разработке персональных страничек педагогов и учащихся, межличностном общении по школьной проблематике, участвуют в действующих сайтах инновационных учреждений, издании электронных версий материалов по результатам школьных конференций исследовательских, проектных работ.
По проблема сетевого
взаимодействия в профессиональном географическом сообществе представили опыт работы учителя географии
общеобразовательных учреждений: ГОКОУ «Лицей естественных наук» города Кирова,
МКОУ ООШ д. Малый Конып Кирово-Чепецкого
района, методические объединения
учителей географии Омутнинского, Верхнекамского, Котельничского, Яранского,
Белохолуницкого районов. 57 учителей
географии-победители гранта Президента
РФ и Губернатора Кировской области положили начало освоению инноваций
новой предметной информационно-образовательной среды.
В целях модернизации географического образования в
условиях перехода на ФГОС ООО по итогам
проведения секции учителей географии данной конференции приняты в решении
следующие направления развития педагогической
деятельности:
Задача
ближайшей перспективы усилий
системы повышения квалификации учителей географии -
решение проблем повышения мотивации педкадров по внедрению
идей концепции ФГОС второго
поколения, использование авторских новаций новых линий учебников для увеличения
доли самостоятельности учащихся на уроке и во внеклассных изысканиях,
формирования творчества и инициативы, навыков
самообразования, развитие профессиональных единичных проектов учителями географии в
реализации идей новых образовательных Стандартов.
Сотрудничество с авторскими коллективами ведущих
учёных-географов позволяет реализовать инновационные идеи на опережение
массовой практике, поэтому имеется
уверенность, что новые научно - методические подходы ФГОС второго поколения с
сознанием дела будут предтворяться в жизнь учителями географии Кировской
области в целях устойчивого развития. Приглашаем к сотрудничеству
учителей-исследователей из всех районов Кировской области.