Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

              

                        Секция учителей географии  

                       «Стандарты второго поколения: идеи развития творческого потенциала учителей географии и школьников».

                     

              Цель: развитие школьного географического образования с учётом требований  Федерального государственного стандарта основного общего образования, творческого потенциала педагогов и школьников.  

       Методологические особенности нового Федерального Государственного образовательного стандарта определяются целями и задачами развития образования, которые, в свою очередь, обусловлены общественными потребностями и интересами. Для современного мира, в целом, характерны: усиление и расширение сфер глобальной конкуренции; нарастание новой волны технологических изменений (переход к шестому технологическому укладу), от скорости освоения которых во многом будет зависеть конкурентоспособность стран, регионов и индивидуумов; постоянный рост роли человеческого капитала.

       Государственный образовательный стандарт направлен на решение общественно-стратегической задачи – выявить, агрегировать и зафиксировать практически значимые современные требования к результатам образования со стороны личности, семьи, государства, общества. Речь идет о социокультурной модернизации, то есть изменении общественной системы ценностей и институтов. Отсюда, возрастает значение и роль социально-гуманитарных дисциплин, в высокой степени обладающих ценностно-мировоззренческим потенциалом (философии, социологии, политологии, географии, правоведения, истории, этики, эстетики и др.),  в формировании  личностных качеств обучающихся.

       География  рассматривается по содержанию как практико-ориентированная дисциплина мировоззренческого характера, часть общечеловеческих ценностей. В содержательной части приоритет отдаётся комплексно-страноведческому подходу, в основе познания которого человек  и его хозяйственная деятельность, быт, нравы и обычаи, материальная и духовная культура. В развитии ценностных ориентаций впервые выделено  фундаментальное ядро знаний (понятия и категории, теории и учения, концепции, законы и закономерности) в целях формирования метапредметных результатов получения образования, направленных на устойчивое развитие общества. В  современной модели  получения географического образования  стратегической задачей является переход к новым педагогическим технологиям, освоение деятельностного и компетентностного подходов, где новацией являются геоинформационные системы.  Изменяются научно-методические  подходы к оценке качества образования обучающихся, условиям реализации требований ФГОС нового поколения. Результатами  школьных достижений рассматриваются как  метапредметные, так и предметные, личностные   универсальные учебные действия, позволяющие применять полученные теоретические знания, комплексное географическое мышление в решении реальных жизненных проблем на уровне исследования и проектирования.

     На конференции широко был представлен опыт работы учителей географии-экспериментаторов по формирование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, способов деятельности, направленных на самореализацию и развитие интересов,  склонностей и способностей  школьников в работе с различными источниками географической информации, применение  теоретического мышления для объяснения, оценки и прогноза сложных противоречий  в системе  взаимоотношений «природа-человек-общество» для устойчивого развития. Больщое внимание учителя географии уделяют развитию индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий обучения школьников, предоставлению  им права выбора форм организации учебной деятельности, темпа обучения, уровня познания,  обеспечению  изучения  географии в школе и на базовом, и на профильном уровнях. Широкие возможности для этого открывают доступные в сети Интернет - справочники, программа "Google Earth", множество фотогалерей.  На решение новых задач организации образовательного процесса направлены современные учебно-методические комплексы: УМК Издательского центра «Вентана-Граф», проекта «Сферы» под редакцией В.П.Дронова, «Полярная звезда», авт. В.В. Николина, А.И. Алексеев, «География» издательства «Мнемозина» - образовательные проекты, которые создают новую информационно-образовательную среду и имеют уникальные возможности для формирования универсальных учебных действий, метапредметных результатов  учащихся на  уроках и во внеурочной деятельности. Акцент на фундаментальность образования обусловлен постоянным обновлением научного знания, поэтому значимыми становятся навыки и умения работать самостоятельно с новой информацией, включать новые данные в уже имеющееся знание и применять к ним известные способы объяснения и описания. Образование должно быть постоянным на протяжении жизнедеятельности человека.

     Принцип фундаментальности включает в себя  интегративный характер обучения – укрепление межпредметных и междисциплинарных связей. Учителя географии делились опытом работы по формированию универсальных учебных действий  средствами геоэкологического образования школьников, системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подходов в проектировании образовательного процесса по географии.

Прошли мастер-классы по темам: «Формирование универсальных учебных действий в обучении географии в режиме  развития творческих способностей учащихся» (Л.А. Краева, учитель географии МКОУ Спицинская СОШ п. Ленинская Искра  Котельничского района»; «Формирование  метапредметных результатов учащихся в обучении географии на основе кейс-технологий» (С.Н. Гостюхина, учитель географии МКОУ с УИОП г. Кирс  Верхнекаского района); «Формирование универсальных учебных действий на основе информатизации географического образования» (Е.В. Арефьева, учитель географии МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. .Жарукова  г. Яранска); «Развитие детской одарённости  средствами географии на базе школы как муниципального образовательного центра» (Л.А. Андреева, учитель географии МКОУ СОШ им. Ракитиной  г. Мураши  Мурашинского района, заслуженный учитель РФ); «Активные формы дополнительного географического образования учителя  - ресурс развития личностных качеств обучающихся» ( Е.К. Суевалова, учитель географии ГОМКОУ СОШ с УИОП №1 г. Белая Холуница).

       Единство знаниевой и функциональной составляющей образовательного процесса, баланс фундаментального и прикладного подходов являются ведущими в системе повышения  квалификации  учителей  географии  Кировской области, где  предложена модель подготовки  педагога  к диалоговому взаимодействию в сетевых  педагогических сообществах. Прочно вошли в образовательную деятельность повышения квалификации учителей географии: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии,  встречи по обмену опытом работы, разработка моделей учебных занятий разного типа  в режиме использования ИКТ на уроках географии. Учителя географии Кировской области  участвуют в сетевом взаимодействии по направлениям профессиональной проектной деятельности, разработке исследовательских сайтов учащихся, разработке  персональных страничек педагогов  и учащихся,  межличностном  общении по школьной проблематике,  участвуют  в действующих  сайтах инновационных учреждений,  издании электронных  версий материалов по результатам  школьных   конференций исследовательских, проектных работ.          

     По проблема  сетевого взаимодействия в профессиональном географическом сообществе   представили опыт работы учителя географии общеобразовательных учреждений: ГОКОУ «Лицей естественных наук» города Кирова, МКОУ ООШ д. Малый  Конып   Кирово-Чепецкого района,  методические объединения учителей географии Омутнинского, Верхнекамского, Котельничского, Яранского, Белохолуницкого  районов.  57 учителей  географии-победители гранта Президента РФ и Губернатора Кировской области положили  начало освоению  инноваций   новой  предметной  информационно-образовательной  среды.       

 В целях  модернизации географического образования в условиях перехода на ФГОС ООО  по итогам проведения секции учителей географии данной конференции приняты в решении следующие   направления развития педагогической деятельности:

  • Обновление структуры и содержания школьной географии  на основе новых линий учебных программ и УМК.
  • Освоение системно-деятельностного подхода в режиме развивающего обучения школьников.  
  • Подбор и разработка заданий (как кластер, логическая цепочка, фишбон, ментальная карта, денотантный граф, карта интеллекта или карта ума),  направленных на формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных).
  • Педагогическая поддержка детской одарённости на основе развития олимпиадного движения, предметных конкурсов, активных форм дополнительного географического образования.
  • Ориентация на качество образования метапредметных, предметных, личностных результатов школьных достижений.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе создания социокультурных образовательных комплексов (с участием государственных, муниципальных, общественных и бизнес-структур, учреждений дополнительного образования).
  • Организация опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности по апробации и внедрению инновационных идей в образовательный процесс по географии.
  • Развитие материально-технической базы кабинетов географии.
  • Формирование проектного, инновационного мышления педагогов на основе развития  вариативных форм методической работы учителей географии.
  • Социализация обучающихся через развитие экономического, геоэкологического, этнокультурного, геополитического мышления, профориентационную деятельность.

       Задача  ближайшей  перспективы    усилий  системы   повышения квалификации  учителей  географии -  решение  проблем повышения мотивации педкадров  по внедрению  идей   концепции ФГОС второго поколения,  использование авторских  новаций новых линий учебников для увеличения доли самостоятельности учащихся на уроке и во внеклассных изысканиях, формирования творчества и инициативы, навыков  самообразования,   развитие  профессиональных единичных проектов учителями  географии   в реализации идей новых образовательных Стандартов.

   Сотрудничество с  авторскими коллективами ведущих учёных-географов позволяет реализовать инновационные идеи на опережение массовой практике, поэтому  имеется уверенность, что новые научно - методические подходы ФГОС второго поколения с сознанием дела будут предтворяться в жизнь учителями географии Кировской области в целях устойчивого развития. Приглашаем к сотрудничеству учителей-исследователей из всех районов Кировской области.

Министерство образования и науки Российской Федерации