Аннотация программы дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации)
«Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Программа курсов повышения квалификации педагогов и руководителей ДОО составлена с учётом современных требований обновления и расширения профессиональных знаний работников дошкольного образования по наиболее актуальным направлениям совершенствования и развития системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, стимулирования творческого роста педагогов, формирования педагогических умений в условиях модернизации образования.
Нормативно-правовой основой программы являются основные положения закона РФ «Об образовании», «Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования», «Конвенции о правах ребёнка», «Единого квалификационного справочника должностей в образовании» и других нормативных актов, регламентирующих деятельность ДОУ.
Программа предлагается к освоению слушателями в объеме 36 часов, 72 часа или 108 часов. Объем освоения программы зависит от уровня подготовки и специфики профессиональной деятельности обучающихся.
Обоснование актуальности программы.
В дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные требованиями времени, общества и семьи в обновлении понимания и достижения качества дошкольного образования. Качество дошкольного образования должно соответствовать современным требованиям общества и государства, отражать образовательную направленность системы дошкольного образования, учитывать специфику дошкольного образования. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» предполагает изменения в содержательном (программы дошкольного образования), ресурсном (условия реализации программ) и смыслообразующем (результаты освоения программ) компонентах образовательной деятельности в ДОУ.
В ФГОС ДО определена целевая установка дошкольного образования, которая ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольника. Ключевой идеей дошкольного образования является акцент на развитие дошкольника, где знания, умения, навыки выступают не как самоцель, а как средство развития.
Условиями эффективного развития дошкольников выступает изменение позиции педагога, осуществление деятельностного и личностного подходов. Образовательный процесс в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляется в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса, они становятся более гибкими, вариативными, приближенными к возрастным особенностям, возможностям и потребностям дошкольника.
В дошкольном образовании развитие личности, мотивации и способностей детей осуществляется в различных видах деятельности. Данное развитие осуществляется в процессе реализации 5 образовательных областей, которые требуют осмысления и освоения педагогами.
Таким образом, актуальность данной программы обусловлена необходимостью теоретической и методической подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО.
Полагаем, что освоение педагогами данной программы, разработанной авторским коллективом кафедры дошкольного и начального общего образования института развития образования Кировской области, поможет педагогам эффективнее осуществлять образовательный процесс в условиях его обновления, разрешать затруднения в профессиональной деятельности, способствовать профессиональному развитию и самосовершенствованию.
Целью программы является обеспечение подготовки педагогов и руководителей ДОО к реализации требований ФГОС ДО.
Задачи:
- создать условия для обогащения педагогической практики слушателей на основе использования современных программ и технологий, организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО;
- способствовать формированию у слушателей общепедагогических знаний и практических умений осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО;
- способствовать формированию мотивации педагогов ДОО к освоению инноваций в современном дошкольном образовании, формированию положительного отношения к реализации новых требований образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Характеристика программы:
Категория слушателей.
Руководящие кадры:
Заведующие дошкольными образовательными организациями
Заместители заведующих дошкольными образовательными организациями
Педагогические кадры:
Воспитатели дошкольных образовательных организаций
Воспитатели групп раннего возраста
Старшие воспитатели (методисты)
Инструкторы по физическому воспитанию
Музыкальные руководители.
Принципы образовательной программы:
Практико-ориентированный характер образовательной программы.
Активные образовательные формы программы ориентированы на моделирование образовательных ситуаций, непосредственное включение слушателей в процесс обсуждения педагогических и управленческих проблем, анализ собственных затруднений, используются деловые и ролевые игры, педагогическое моделирование и проектирование, тренинги. Слушатели во время учебных занятий разрабатывают педагогические и управленческие проекты и модели с учётом конкретных условий.
Модульность, обеспечивающая дифференциацию обучения. Модуль – комплекс занятий, направленных на достижение единой цели и общего результата. Модуль имеет общую логику достижения результата, объединяет различные формы и методы учебной работы, может включать проектную деятельность и дистанционное обучение. Модуль включает промежуточную форму аттестации, которая предполагает защиту какой-либо части разрабатываемого и реализуемого проекта (модели), либо разработку какого-либо управленческого решения.
Учёт индивидуальности, интерактивность обучения. Учебные модули предполагают обеспечение интерактивного режима работы на основе активных индивидуальных и групповых методов обучения: деловых игр, проблемного диалога, дискуссии, эвристической беседы, анализа педагогических ситуаций, выполнения индивидуальных и подгрупповых практических заданий, использование дистанционного обучения.
Вариативность содержания, связанная с уровнем подготовки слушателей предполагает выбор объема освоения программы, программа может быть освоена в объеме 72 часа или 108 часов. Увеличение объема программы достигается за счет организации самостоятельной деятельности слушателей.
Содержание программы строится по принципу «мини-макса», то есть может быть расширено или минимизировано в зависимости от продолжительности курсов и образовательных потребностей слушателей.
Доминанта проектного метода в обучении. Учебные модули обеспечивают научно-методическое сопровождение разработки и реализации проектов (педагогических, управленческих) в условиях модернизации дошкольного образования.
Инновационная направленность. Практико-ориентированный характер обучения направлен на ориентацию слушателей на осуществление инновационной деятельности на содержательном, организационном и управленческом уровнях.
Режим освоения программы: программа предусматривает очно-заочную с использованием дистанционного обучения и заочную (дистанционно) форму обучения слушателей.
Структура программы включает две части: инвариантная и вариативная.
Инвариантная часть (максимальное кол-во 62 час.) включает разделы:
1. Современные ориентиры развития образования.
2. Теоретико-методологические основы ФГОС.
3. Психолого-педагогические условия развития детей дошкольного возраста.
Вариативная часть - модуль по выбору слушателей (максимальный объем каждого модуля 46 час.):
1. Содержание и организация образовательной работы с детьми в условиях введения ФГОС.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
4. Музыкальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
5. Методическое сопровождение реализации ФГОС в ДОО.
6. Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
Определение соотношения инвариантной и вариативной частей обусловлено необходимостью освоения содержания ФГОС ДО, понимания методологических, нормативных оснований дошкольного образования в условиях стандартизации.
Каждый модуль представляет собой самостоятельный компонент программы, содержащий занятия, объединенные основными целями и задачами.
Вместе с тем, все модули взаимосвязаны, имеют единые ценностные и теоретические основания, соответствуют целям и задачам программы.
Определяя содержание модулей, составители исходили из того, что участники курсов обладают необходимым уровнем базовой психолого-педагогической и нормативно-правовой подготовки.
Освоение программного материала осуществляется в процессе лекционных (теоретических) и практических занятий с опорой на профессиональный опыт слушателей, а также с использованием дистанционно-образовательных технологий.
Теоретические занятия имеют цель помочь слушателям ориентироваться в профессиональной информации, освоить концептуальные положения в области воспитания и образования детей. Полученные знания прорабатываются на практических занятиях: просмотре и анализе практической деятельности в ДОУ, видеоматериалов, мастер-классах, деловых играх, решении проблемных ситуаций и др., а также в процессе разработки слушателями собственных образовательных или управленческих моделей (проектов).
Программа включает контрольно-диагностические задания, позволяющие выявить готовность слушателей к творческому преобразованию собственной деятельности и реализации современных требований к дошкольному образованию.
Ожидаемые результаты сформулированы в виде компетенций обучающегося, формируемых в ходе реализации программы.
1. Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на уровне дошкольного образования в различных образовательных организациях (ПК-1)
Знать основные положения методологии и теории организации образовательного процесса в ДОО;
Уметь осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с современными требованиями;
Владеть современными методами организации образования детей дошкольного возраста, быть готовым к творческому преобразованию собственной профессиональной деятельности.
2. Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в ДОО (ПК-8)
Знать: современные методики и технологии образования детей дошкольного возраста, направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях ФГОС
Уметь: реализовывать в практике работы новые методики и технологии образования детей дошкольного возраста
Владеть: методами и приемами развития детей на основе деятельностного подхода
3. Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО (ПК-14)
Знать: основы педагогического проектирования образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов для детей дошкольного возраста
Уметь: проектировать образовательной среды, образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты
Владеть: методами проектной деятельности в образовательном процессе ДОО.
4. Способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15)
Знать: требования к результатам дошкольного образования, зафиксированные в ФГОС, нормативы возрастного развития детей дошкольного возраста.
Уметь: анализировать динами развития детей дошкольного возраста. Корректировать образовательный процесс с учетом достижений воспитанников.
Владеть: методами педагогической диагностики развития детей, приемами работы с портфолио, картами развития детей.
Способы оценки результатов
Программа включает промежуточные контрольно-диагностические задания, позволяющие выявить готовность слушателей к творческому преобразованию собственной деятельности и реализации современных требований к дошкольному образованию.
Итоговыми результатами освоения программы является разработка проекта, методических или дидактических материалов.
Содержание программы.
Инвариантная часть:
Раздел 1. Современные ориентиры развития образования
Государственная политика в области образования
Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы реализации ФГОС
Профессиональный стандарт педагога
Раздел 2. Теоретико-методологические основы ФГОС дошкольного образования
Психология развития
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Вариативность содержания дошкольного образования. Современные программы и технологии
ФГОС дошкольного и начального общего образования: основы преемственности
Планирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Организация сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей
Раздел 3. Создание психолого-педагогических условий развития детей в ДОО
Диагностика и коррекция нарушений развития и социальной адаптации. Вопросы инклюзивного образования
Создание условий для становления и развития у ребенка субъектной позиции в деятельности
Требования стандарта к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Основы сотрудничества взрослых и детей. Создание условий для взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
Специфика форм организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста
Осуществление оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)
Коммуникативная культура педагога
Условия успешной социализации и индивидуализации ребенка в условиях ДОО
Вариативная часть - модуль по выбору слушателя:
1. Содержание модуля «Содержание и организация образовательной работы с детьми в условиях введения ФГОС»
Базовые ценности ФГОС дошкольного образования
Особенности реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Реализация образовательной области «Речевое развитие»
Содержание и технологии реализации области «Социально-коммуникативное развитие» в образовательном процессе ДОО
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в образовательном процессе ДОО
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проектирование педагогических мероприятий с детьми
Построение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с позиций ФГОС
Методика организации различных видов детской деятельности
Место игры в образовательном процессе детского сада
2. Содержание модуля «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
Возрастные особенности детей первых 3-х лет жизни
Организация жизни детей в группах раннего возраста
Содержание психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста
Физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста
Социально-личностное развитие детей 0-3 лет.
Познавательно-речевое развитие детей 0-3 лет
Особенности создания предметной среды в группах раннего возраста
Планирование воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста
Диагностика развития детей раннего возраста
Максимальный объём освоения темы: 46 час.
3. Содержание модуля «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»
Здоровьесберегающие технологии в ДОО
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья.
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в образовательном процессе ДОО
Режим двигательной активности в ДОО
Место игры в образовательном процессе детского сада
Формирование знаний у дошкольников в области физической культуры
Спортивно-игровая среда в ДОО
Развитие двигательных качеств дошкольников
Физкультурно-массовые мероприятия в ДОО
Диагностика физического развития и физической подготовленности детей
4. Содержание модуля «Музыкальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (на примере музыкального искусства)
Восприятие музыки. Формирование детского музыкального репертуара для слушания
Музыкальное развитие детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
Развитие вокальных способностей детей на музыкальных занятиях. Охрана детского слуха и голоса
Развитие индивидуальных музыкальных способностей в условиях кружковой работы
Современные подходы к развитию танцевально-ритмических движений в дошкольном возрасте
Развитие исполнительских способностей детей в музыкально-театральной деятельности
Приобщение детей к праздничной культуре
Особенности работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста
Особенности разработки раздела по музыкальному развитию детей в основной образовательной программе дошкольного образования
5. Содержание модуля «Методическое сопровождение реализации ФГОС в ДОО»
1. Функции, содержание и формы методической работы.
2. Современные педагогические технологии в методической работе с кадрами.
3. Подготовка педагогических кадров к участию в профессиональных конкурсах.
4. Методическое сопровождение инновационной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС
5. Основная образовательная программа дошкольного образования – основа реализации ФГОС ДО. Технология разработки программы.
6. Роль информационно-коммуникационной среды ДОО в реализации Программы.
7. Основы разработки педагогических проектов.
6. Содержание модуля «Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации ФГОС ДО.
2. Вариативные формы предоставления образовательных услуг по дошкольному образованию.
3. Реализация программного подхода в управлении ДОО: разработка основной образовательной программы дошкольного образования
4. Реализация программного подхода в управлении ДОО: разработка программы развития ДОО.
5. Организация инновационной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
6. Управление качеством образования в ДОО.
7. Создание в ДОО условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Формы проведения занятий
Освоение программного материала осуществляется в процессе лекционных (теоретических) и практических занятий с опорой на профессиональный опыт слушателей, а также с использованием дистанционно-образовательных технологий.
Теоретические занятия имеют цель помочь слушателям ориентироваться в профессиональной информации, освоить концептуальные положения в области воспитания и образования детей. Полученные знания прорабатываются на практических занятиях: просмотре и анализе практической деятельности в ДОО, видеоматериалов, мастер-классах, деловых играх, решении проблемных ситуаций и др., а так же в процессе разработки слушателями собственных образовательных или управленческих моделей (проектов).
Текстовый вариант программы (скачать)