Заграй Владимир Сергеевич
Учитель физики МОУ «Кировский физико-математический лицей», г. Киров.
Достижения учителя
- Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»
- Награжден Почетной грамотой Российской Академии образования (2008 г.)
- Информация об учителе внесена в ежегодную общероссийскую Энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» (2008 г.)
Победитель:
- Конкурса лучших учителей Российской Федерации (2006 и 2010 гг.)
-
Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» (2008 и 2009гг.)
-
Всероссийского конкурса учителей биологии, химии, физики и математики (2010 г.)
-
Областного конкурса учителей физики образовательных учреждений Кировской области «Энергия знаний» (2007 г.)
Соавтор:
Методическая система учителя
В основе педагогической деятельности лежит концепция развивающего обучения. Конечная цель образовательного процесса – формирование грамотного, уверенного в своих знаниях выпускника, правильности выбора им дальнейшего жизненного пути. Методика преподавания предмета, формы, пути и методы обучения приводят к реализации следующих принципов данной концепции.
-
Дифференциация и индивидуализация, личностно-ориентированный подход. В педагогической практике урочная форма обучения тесно связана с внеурочными формами: факультатив-цикл «Олимпиадные задачи по физике 7-11», спецкурсы «Конкурсные задачи», «Механика». Созданный и постоянно пополняющийся электронный банк задач адаптирован к физико-математическому профилю образования, доступен всем членам кафедры. Состав, структура и группировка заданий в порядке возрастающей сложности внутри конкретного занятия (семинары, домашние задания, самостоятельные работы) позволяют самим учащимся выбирать стартовую ступеньку и успешно двигаться последовательно вверх. При этом у учителя есть возможность достаточно оперативно контролировать уровень усвоения темы каждым школьником, разрабатывать и корректировать вместе с ним индивидуальный маршрут освоения предмета. Средства мультимедиа кабинета физики позволяют пользоваться образовательными ресурсами Интернета, СD и DVD –дисками, собственными ЦОР.
-
Ориентация на компетентностный подход в образовании. Наряду со знаниями формируются у школьников и умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Такой подход предполагает конструирование содержания сверху вниз. Определяется модель выпускника, а под эту модель подбирается содержание по развитию компетенций. Построение фундамента знаний и умений происходит на базовых задачах, «задачах-кирпичиках» уже с первого урока обучения физике в 7 классе. Представляя всю линию построения курса физики общеобразовательной школы, учитель акцентирует внимание на простых, зачастую жизненных примерах. Совместно с учащимися находится «эмблема», название-заголовок к задаче такие, которые выделяют ее, позволяют запомнить основное ее назначение и в дальнейшем помогут учащимся «встроить этот кирпичик» либо следствия данной задачи в более сложные комбинированные связи. В последние четыре года исследования учителя в методике физики посвящены именно моделированию физических ситуаций на первом и самом важном этапе решения физической задачи, семантическому анализу текстовых физических задач, комбинированию связей. В конечном итоге школьники совместно с учителем выступают в роли ученых-исследователей. Это приводит к развитию мышления и формированию ключевых компетенций; в дальнейшем позволит выпускнику разрешать проблемы не только в задачах по физике, но и определит успех человека в его жизнедеятельности, в карьере.
-
Обеспечение образовательной средой саморазвития личности. Логика обучения состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития посредством предмета. Учащиеся выступают с докладами на лекционных и практических занятиях, выполняют проекты, используют при подготовке образовательные ресурсы Интернета. В последние три года все большее значение приобретает участие школьников в дистанционных интернет-олимпиадах и турнирах. В летний период ряд школьников продолжают обучение в рамках Летней многопредметной школы ЦДООШ г. Кирова.
-
Принцип осознанной перспективы. Процесс преподавания построен таким образом, что знания становятся востребованными, а не навязанными рамками учебного плана, создана мотивация любому школьнику к обучению и эффективному усвоению знаний. Участие и победы школьников в олимпиадах различного уровня, турнирах, контакты с выпускниками предыдущих лет, приводят учащихся к осознанному выбору своей дальнейшей профессии.
-
Гуманитарный подход в образовании реализуется через приоритет общечеловеческих ценностей. Подчеркивается прелесть точного знания, красота вывода и лаконичность формул, показывается связь законов природы и общества. Большое внимание придается методологическим аспектам предмета: выявляются основные методы физики как науки, понятия о движении, пространстве и времени, причинности и закономерности, относительности. Формирование физической картины мира представляются как живой процесс поиска, открытий, изобретений, подчеркивается взаимосвязь науки и экономики, природы, хозяйствования. Реализация этих принципов происходит c помощью педагогических технологий развивающего обучения: уровневой дифференциации, групповой дискуссии, проблемного и модульного обучения. Уплотнение, укрупнение теоретических блоков, интенсификация их введения позволяет учащимся определиться с уровнем и темпами изучения конкретного раздела физики.
Достижения обучаемых и выпускников свидетельствуют об эффективности выбранной и реализованной в преподавании физики комплексной методики развивающего обучения.
Основные идеи методики, приемы, формы и методы работы представлялись:
- на Всероссийских и региональных научных конференциях,
- в рамках курсовой подготовки учителей физики Кировской области,
- на Совете кабинета учителей физики г. Кирова.
Достижения учащихся
-
ЕГЭ по физике: впервые в регионе два выпускника получили максимальный результат – 100 баллов (по России – 86 человек);
-
порядка 70% выпускников выбирают физико-технические специальности ВУЗов, так студентами второго курса МФТИ является каждый шестой выпускник 2008 года;
-
Результаты международного тестирования в рамках программы TIMSS – 2008 (Trends in International Mathematics and Science Study): из 150 классов физико-математического профиля 43-х регионов России – класс в десятке лучших по России (средний балл – 75 при 46 по России);
-
Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников регионального этапа – 23, заключительного этапа – 2.
-
Бронзовый призер Международной олимпиаде по физике (2008 г.).