Зобнина Марина Александровна
Учитель начальных классов МОУ «Кировский физико-математический лицей»
Достижения учителя
- Победитель:
-
конкурса лучших учителей Кировской области (2007 г.)
-
конкурса лучших учителей Российской Федерации (2008, 2010 гг.)
- Награждена:
-
2009 г. Дипломом редакции энциклопедии «Лучшие люди России» и медалью «За вклад в развитие образования» в номинации «Учитель»,
-
Информация об учителе внесена в ежегодную общероссийскую Энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» 2008, 2009 гг.
-
Дипломами оргкомитета Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» за руководство исследовательской деятельностью учащихся
- Публикации: более 20 учебно-методических и научных публикаций за 3 года, из них четыре публикации в научно-методическом журнале Министерства образования и науки РФ «Начальная школа ПЛЮС до и ПОСЛЕ»
- Опыт работы учителя по формированию интереса к чтению и навыка осознанного чтения посредством интерпретации текста занесен в Федеральный банк инновационного педагогического опыта (2009 г.)
- Обучение в аспирантуре (2007- 2009 гг.)
Методическая система учителя строится на принципах личностно ориентированного обучения и деятельностного подхода.
Основные положения системы.
1. Исходя из специфики образовательного учреждения, педагогическая деятельность направлена на формирование у младших школьников не только общеучебных, но и поисковых, и исследовательских умений и навыков. В их основе лежит сформированный в младшем школьном возрасте интерес к самостоятельному чтению. Умение внимательно читать, понимать прочитанное является базовым в приобретении знаний. Умелый читатель быстро и точно схватывает суть любой учебной задачи, точно ее решает, получая тем самым удовлетворение от учебного труда. Проверка техники и уровня чтения в первые дни обучения позволяет составить индивидуальные карты развития и выбрать индивидуальную траекторию развития ученика в учебном процессе.
2. Выпускник начальной школы должен уметь правильно читать учебные тексты, ставя в процессе диалога с текстом личностно-значимые скрытые вопросы, поиск ответа на которые способствует саморазвитию, самообучению и самосовершенствованию. Поэтому все педагогические действия направлены на то, чтобы ученик из читателя-новичка вырос в читателя-профессионала.
Текст может служить стимулом к развитию интереса к чтению у младших школьников, если:
- учащиеся будут владеть умениями интерпретации текста,
- будут созданы условия для применения учащимися этих умений в практической деятельности,
- вокруг учеников будет организована своеобразная читающая среда.
Для реализации данного положения системы решаются следующие задачи:
- подбор технологий, методов и приемов, которые способствуют осознанному чтению текста и глубокому пониманию прочитанного;
- создание условий для применения на практике навыков работы с текстом; включение в образовательный процесс технологий, форм и методов работы, стимулирующих школьников к самостоятельному чтению;
- разработка игр по литературным произведениям, которые по области деятельности были бы интеллектуальными, по характеру педагогического процесса – диагностическими, по предметной области – интегративными; - создание вокруг учащихся активной читающей среды.
3. Основные направления организации педагогической деятельности.
3.1. Учебная деятельность.
С первого дня обучения на каждом уроке по всем предметам ведется работа с учебным (научным, научно-популярным, художественным) текстом, направленная на максимальное полное и точное его понимание. С этой целью на основе технологий «Диалог культур», развитие критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения разработан метод интерпретации учебного текста (ИУТ) для работы с небольшими по объему учебными текстами и технология интерпретации учебного текста для работы на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Технология ИУТ является базисной в педагогической деятельности, так как это – технология сотрудничества, она прекрасно сочетается с технологиями развивающего обучения и с применением активных форм обучения, сочетая взаимодействие учителя с учащимися и учащихся с учащимися. Поэтому диалог в процессе обучения осуществляется на трех уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – текст.
Использование указанных технологий позволяет:
- провести интеграцию содержания различных учебных предметов с учетом интересов и социального опыта обучающихся;
- воссоединить должный, социально ценный («понимаемый») мотив чтения, как познавательной деятельности, с личностно значимым («реально действующим») мотивом;
- создать условия для проявления у школьников таких качеств личности как трудолюбие, ответственность, креативность, коммуникативность.
3.2. Внеурочная деятельность.
Поиск ответов на проблемные вопросы, возникшие в ходе чтения учебного текста, способствуют развитию исследовательских умений учащихся. Темы исследовательских работ и учебных проектов часто «подсказывает» текст учебника или книги («Любимое животное дедушки Корнея», «Почему не тонет водомерка», «Сказка, рассказанная няней» и т.д.)
Использование технологии интерпретации учебного текста во внеурочной деятельности позволяет умело применять приобретенные на уроках знания, умения и навыки в новых условиях. Выстраивание диалога с текстом способствует успешному выполнению заданий предметных олимпиад и конкурсов, победы в которых укрепляют у учащихся веру в свои силы.
Игра «Литературный эрудит», интегрированные задания которой составленные на основе содержания художественного произведения, способствуют практическому применению предметных знаний, умений и навыков учащимися и позволяет учителю определить уровень качества самостоятельного чтения школьников. Работа в команде сплачивает детей, учит быть терпимым и внимательным.
3.3. Создание читающей среды.
Процесс становления навыка чтения у младших школьников трудоемкий и длительный, требует поддержки со стороны взрослых. Заинтересованное участие родителей в детском чтении позволяет возродить такие формы организации чтения как семейное чтение и чтение на ночь, семейный поход в библиотеку. Подготовка домашнего задания по предметам с использованием технологии интерпретации учебного текст, разработка проектов, выполнение исследовательских работ требуют обращение к дополнительным источникам информации: сети Интернет, фондам библиотек, музеев, архивов, поэтому здесь на помощь учителю приходят библиотекари, сотрудники музеев, специалисты в разных областях знаний. В результате устанавливается взаимосвязь таких социальных институтов как семья, школа, библиотека, музей и т.д. Это позволяет создать вокруг ребенка особую читающую среду, которая способствует формированию его как человека читающего.
Методическая система представлялась:
- педагогическому сообществу учителей начальных классов г. Кирова в 2007 - 2010 гг. через презентацию авторского пособия, мастер-класс, лекционные занятия;
- через презентацию системы на Совете кабинета учителей начальных классов МОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова,
- педагогическому сообществу регионального и федерального уровней на конференциях ВятГГУ, РАО, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Достижения учащихся 2006 -2009 гг.
- Ежегодные победители и призеры регионального этапа многопредметной олимпиады младших школьников «Интеллектуальный марафон» (от 5 до 8 учащихся).
-
Победители региональных этапов конкурсов «Золотое руно» и игры-конкурса «Русский медвежонок», интеллектуального конкурса «Знаток» по математике и юношеских исследовательских работ им. Вернадского
-
Призеры региональных этапов конкурсов «Кенгуру» «Золотое руно», интеллектуального конкурса «Знаток» по окружающему миру, по русскому языку – 6 человек.
-
Дипломанты 1-й, 2-й и 3-й степени региональной эвристической олимпиады комплексного содержания «Совенок».
-
Победитель индивидуального тура 10-й региональной олимпиады «Сибирские каникулы» (г. Новосибирск), призер IV Открытой Олимпиады для младших школьников по окружающему миру (г. Пермь).
-
Призеры Всероссийской олимпиады младших школьников «Приоритет» (Международный центр развития ребенка) по математике и русскому языку – 3 ученика.
-
Три победителя и призер, два дипломанта в номинациях федерального этапа конкурса исследовательских работ и проектов «Я – исследователь».