Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

40-я областная научно-практическая конференция «Проблемы естественнонаучного и географического образования»

24.01.2013, 09:38

С 17 по 19 января 2013 года состоялась традиционная 40-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии, химии с участием преподавателей естественно-географического факультета ВятГГУ. Секция учителей географии организована по теме «Проблемы и перспективы реализации требований ФГОС ООО в предметной области «География»(18-19.01.13.).

Организаторы конференции - кафедра ЕНО и БЖД / География/ ГОУ ДПО ИРО Кировской области, естественно-географический и химический факультеты ВятГГУ.

Участники конференции – учителя географии, биологии, химии г. Кирова и Кировской области.

Цель научно-практической конференции – развитие географического и естественнонаучного образования в условиях реализации ключевых направлений национальной инициативы «Наша новая школа», перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на основе социального партнёрства всех заинтересованных участников процесса.

Содержание.

Методологические особенности нового ФГОС определяются целями и задачами развития образования, которые, в свою очередь, обусловлены общественными потребностями и интересами. Для современного мира, в целом, характерны усиление и расширение сфер глобальной конкуренции; нарастание новой волны технологических изменений (переход к шестому технологическому укладу), от скорости освоения которых во многом будет зависеть конкурентоспособность стран, регионов и индивидуумов; постоянный рост роли человеческого потенциала России, инновационной экономики.

Государственный образовательный стандарт направлен на решение общественно-стратегической задачи – выявить, агрегировать и зафиксировать практически значимые современные требования к результатам образования со стороны личности, семьи, государства, общества. Речь идет о социокультурной модернизации, то есть изменении общественной системы ценностей и институтов. Отсюда возрастает значение и роль географического образования, в высокой степени обладающего ценностно-мировоззренческим потенциалом на основе интеграции содержания естественнонаучных и общественных дисциплин.

География рассматривается по содержанию как практико-ориентированная дисциплина мировоззренческого характера. В содержательной части приоритет отдаётся комплексно-страноведческому подходу, в основе познания которого человек и его хозяйственная деятельность, быт, нравы и обычаи, материальная и духовная культура с учётом оценки природных условий и ресурсов, адаптации человека к географической среде. В развитии ценностных ориентаций впервые выделено фундаментальное ядро знаний (понятия и категории, теории и учения, концепции, законы и закономерности) в целях формирования метапредметных результатов получения образования, направленных на устойчивое развитие общества.

Работе секции учителей географии предшествовала целенаправленная профессиональная деятельность ИРО по обобщению ППО учителей географии– экспериментаторов по апробации новых линий учебных программ и УМК курса «География»(5-10/11кл.), освоению компонентов предметной информационно - образовательной среды в режиме ИКТ, ЭОР нового поколения.

На конференции были представлены идеи лучших образцов опыта работы учителей географии области по переходу от знаниевой парадигмы образования к деятельностной по итогам проведения муниципальных НПК учителей географии по данной проблеме педагогических исследований. В ближайшей перспективе методическая система преподавания географии должна меняться в оценке качества образования обучающихся, условий, структуре образовательных программ в контексте реализации требований ФГОС нового поколения, что позволит применять обучающимся полученные теоретические знания, комплексное географическое мышление в решении реальных жизненных проблем на уровне выдвижения гипотез, организации исследования и проектирования.

В программе секции широко представлены материалы преподавателей кафедры методики географии географического факультета МПГУ. Авторы новой линии УМК ИЦ «Вентана-Граф» - профессор И.В. Душина, доктор педагогических наук Тяможняя Е.А., доценты А.А.Летягин, Е.А. Беловолова, В.Б. Пятунин раскрывают в материалах тезисов пути решения актуальных проблем модернизации географического образования в современной школе. Прошли презентации инновационных идей опыта работы 27 учителей географии, что свидетельствует об активности участников конференции, научно-методической поддержке массовой практики. С интересом были восприняты участниками конференции идеи опыта работы Плехова С.В., МКОУ СОШ п. Комсомольский Котельничского района, по социальному проектированию средствами географии и геоэкологии; Е.К. Суеваловой, учителя географии КОГУ ОАУ с УИОП г. Белая Холуница, по проблемам нравственного воспитания школьников в обучении географии; И.Н. Толстовой, учителя географии МКОУ СОШ №30 г. Кирова, по формированию креативного мышления школьников на основе универсальных учебных действий; И.А. Черезовой, учителя географии Вятской православной гимназии, по освоению ГИС в обучении географии; Е.Г. Ляминой, учителя географии МКОУ ООШ д. Зайцевы Котельничского района, по игровым формам организации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных формах деятельности. Н.П. Радина, учитель географии МКОУ ООШ д. Малый Конып Кирово-Чепецкого района, представила интересный опыт работы по комплексному изучению родного края на основе учебно-исследовательской, проектной деятельности как базовой площадки ИРО по географии. Большое внимание вызвали выступления Краевой И.И., Малыгиной Ж.М., учителей географии КОГ ОАУ «Лицей естественных наук» города Кирова, а также учителей начальной школы ЛЕН г. Кирова - Прокошевой О.В., Дмитриевой М.С. - по развитию индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий обучения школьников на основе преемственности начального и основного общего образования в формировании метапредметных, предметных, личностных результатов.

Все выступающие педагоги отметили необходимость решения задач обновления структуры и содержания школьного географического образования на основе проектирования образовательного процесса с использованием учебно-методических комплексов нового поколения. В географии это - УМК Издательского центра «Вентана-Граф», проекта «Сферы» под редакцией В.П. Дронова, «Полярная звезда», авт. В.В. Николина, А.И. Алексеев, «География» издательства «Мнемозина» - образовательные проекты, которые создают новую информационно-образовательную среду и имеют уникальные возможности для формирования универсальных учебных действий, метапредметных результатов учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Успешно прошли мастер-классы по темам: «Использование ИКТ, ОЭР в образовательной деятельности по географии», (Суворовой С.И., учителя географии МБОУ СОШ им. Шулятьева с. Порез Унинского района, Уродовой Т.В., учителя географии МКОУ СОШ п. Рудничный Верхнекамского района.

По итогам работы секции учителей географии 40-й областной НПК в целях модернизации географического образования с учётом требований ФГОС принята резолюция, направленная на решение следующих направлений развития педагогической деятельности:

  • Обновление структуры и содержания школьной географии на основе новых линий учебных программ и УМКС.
  • Освоение системно-деятельностного подхода в режиме развивающего обучения школьников, которые активизируют самостоятельную работу учащихся, развивают творчество, осуществляют индивидуализацию обучения, систематизируют контроль.
  • Развитие педагогической поддержки детской одарённости через развитие олимпиадного движения, предметных конкурсов, активных форм дополнительного географического образования.
  • Ориентация на качество образования метапредметных, предметных, личностных результатов школьных достижений.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе создания муниципальных социокультурных образовательных комплексов.
  • Организация опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности по апробации и внедрению инновационных идей в образовательный процесс по географии.
  • Развитие материально-технической базы кабинетов географии.
  • Формирование проектного, инновационного мышления педагогов на основе развития вариативных форм методической работы учителей географии.
  • Социализация обучающихся на основе усиления экономического, геоэкологического, этнокультурного, геополитического мышления, профориентационной деятельности в социальном партнёрстве с профильными вузами региона.

Задача ближайшей перспективы усилий системы повышения квалификации учителей географии Кировской области - решение проблем повышения мотивации педкадров по внедрению идей концепции ФГОС второго поколения, использование авторских новаций новых линий учебников для увеличения доли самостоятельности учащихся на уроке и во внеклассных изысканиях, формирование творчества и инициативы, навыков самообразования. Тенденция на развитие профессиональных единичных проектов учителей географии должна стать нормой для каждого педагога в реализации идей новых образовательных Стандартов.

Приглашаем к сотрудничеству учителей-исследователей из всех районов Кировской области.

Контактная информация: e-mail: kirovipk@kirovipk.ru, телефон/факс: (8332) 53-04-65.



Просмотров: 1163 | Загрузок: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации