

С целью подготовки учителей к введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62 им. А. Я. Опарина» г. Кирова был проведен обучающий семинар по проблеме «Исследовательская деятельность учащихся в формировании метапредметных компетентностей в условиях реализации ФГОС ОО».
Организатор семинара: О. Л. Лежепёкова, старший преподаватель кафедры информационно-технологического и физико-математического образования, к.п.н.
Сроки проведения семинара: февраль – апрель 2013 г.
Цель семинара: создание условий для профессионального роста учителей через ознакомление с сущностью и возможностями метапредметного подхода в образовании, с особенностями метапредметного подхода к системе оценки достижения образовательных результатов; освоение вопросов методологии научного познания, приемов и методов организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне урока.
Направления работы семинара.
Итоги работы семинара: проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий учителями образовательного учреждения (25-26 апреля 2013).
Структура всех уроков была построена в рамках метапредметного подхода к обучению. На первом мобилизующем этапе урока учителя использовали приемы, позволяющие включить каждого ученика в активную интеллектуальную деятельность. Второй этап целеполагания: учащиеся сформулировали цели урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. На третьем этапе проблематизации школьникам были предложены задания, выполнение которых возможно только при условии получения новых знаний. Таким образом, с помощью заданной проблемной ситуацией учителя подвели учеников к осознанию недостаточности имеющихся у них знаний и умений. На этапе взаимопроверки и взаимоконтроля учителя показали методы и приемы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умения слушать и вступать в диалог; участия в коллективном обсуждении проблем; построения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группе. На завершающем рефлексивном этапе урока учащиеся продемонстрировали то, чему они научились и какими способами действовали по достижению целей урока.
Содержание всех представленных уроков направлено на формирование главного умения школьников – умения учиться, то есть способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Можно с уверенностью сказать, что учителя школы на данном этапе работы готовы конструировать новые педагогические ситуации, проблемные и эвристические задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Тематика открытых уроков.