Уроки обобщения имеют важное значение в формировании интеллектуального, понятийного аспекта мировоззрения, современной научной картины мира, являющейся целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях природы. В процессе изучения физики учащиеся учатся работать не только с объектами природы, но и с объектами науки (научное физическое знание). Организация поэтапного целенаправленного обобщения знаний по физике, начиная с отдельных физических понятий и заканчивая системами знаний вплоть до физической теории и физической картины мира позволяет формировать у учащихся умение обобщать знания на соответствующих уровнях (фактов, понятий, законов, систем понятий, принципов, частных теорий, фундаментальных теорий, физической картины мира).
Открытые уроки обобщения «Экспериментальный метод познания» (10 класс) и «Современная физическая картина мира» (11 класс) проводились в классах, изучающих курс физики по учебникам нового поколения «Физика–10» и «Физика–11» (авторы: В. Г. Разумовский, В.А. Орлов, Г. Г. Никифоров, В. В. Майер, Ю. А. Сауров). В содержании этих учебников вопросы обобщающего повторения выделены в отдельной главе «Обобщение».
Важно отметить, что в данных учебниках усилено внимание к вопросам методологии, таким как:
- отбор методологических понятий с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся;
- переход от неявного введения методологических понятий к явному раскрытию их содержания;
- наращивание полноты содержания понятия и системности его представления;
- организация специальной учебной деятельности при освоении метода научного познания.
Проведение открытых уроков обобщения обусловлено тем, что учителя испытывают определенные методические затруднения в организации учебной деятельности школьников на уровне теоретических обобщений. В методической литературе по дидактике и методике преподавания физики недостаточно представлены теоретические основы проведения обобщения знаний и рекомендации по его осуществлению в процессе обучения физике. К сожалению, в большинстве традиционных учебников физики для старшей школы практически отсутствуют параграфы обобщающего характера или блоки, обобщающие и систематизирующие рассмотренный в главе материал.