Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

О работе базовых образовательных учреждений ИРО Кировской области по образовательной области физика

07.06.2012, 10:14

МОАУ СОШ № 16 г. Кирова является базовым общеобразовательным учреждением ИРО Кировской области по проблеме «Исследовательская деятельность учащихся в формировании метапредметных компетентностей в условиях реализации ФГОС ОО».
На базе кабинета физики  МОАУ СОШ № 16 г. Кирова сотрудниками  кафедры естественнонаучного и математического образования ИРО Кировской области для учителей физики региона проводились открытые уроки «Экспериментальный метод познания» (10 класс) и «Современная физическая картина мира» (11 класс), относящиеся к разделу «Обобщающее повторение». 

Уроки обобщения имеют важное значение в формировании интеллектуального, понятийного аспекта мировоззрения, современной научной картины мира, являющейся целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях природы. В процессе изучения физики учащиеся учатся работать не только с объектами природы, но и с объектами науки (научное физическое знание). Организация поэтапного целенаправленного обобщения знаний по физике, начиная с отдельных физических понятий и заканчивая системами знаний вплоть до физической теории и физической картины мира позволяет формировать у учащихся умение обобщать знания на соответствующих уровнях (фактов, понятий, законов, систем понятий, принципов, частных теорий, фундаментальных теорий, физической картины мира). 

Открытые уроки обобщения «Экспериментальный метод познания» (10 класс) и «Современная физическая картина мира» (11 класс) проводились в классах, изучающих курс физики по учебникам нового поколения «Физика–10» и «Физика–11» (авторы: В. Г. Разумовский, В.А. Орлов, Г. Г. Никифоров, В. В. Майер, Ю. А. Сауров). В содержании этих учебников вопросы обобщающего повторения выделены в отдельной главе «Обобщение». 
Важно отметить, что в данных учебниках усилено внимание к вопросам методологии, таким как: 
  • отбор методологических понятий с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся; 
  • переход от неявного введения методологических понятий к явному раскрытию их содержания; 
  • наращивание полноты содержания понятия и системности его представления; 
  • организация специальной учебной деятельности при освоении метода научного познания. 
Проведение открытых уроков обобщения обусловлено тем, что учителя испытывают определенные методические затруднения в организации учебной деятельности школьников на уровне теоретических обобщений. В методической литературе по дидактике и методике преподавания физики недостаточно представлены теоретические основы проведения обобщения знаний и рекомендации по его осуществлению в процессе обучения физике. К сожалению, в большинстве традиционных учебников физики для старшей школы практически отсутствуют параграфы обобщающего характера или блоки, обобщающие и систематизирующие рассмотренный в главе материал.




Просмотров: 334 | Загрузок: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации