

МОАУ СОШ №16 г. Кирова
совместно с кафедрой естественнонаучного и математического образования ИРО
Кировской области проводит мероприятия в рамках регионального проекта
«Методическое наследие Заслуженного учителя РФ В.Н.Патрушева». Методическое наследие этого знаменитого учителя
физики, экспериментатора, краеведа является ценным для
современного учителя. В честь памяти В.Н Патрушева были проведены лекции о педагогическом творчестве, о
методике проведения на уроках физического эксперимента и использовании
самодельных физических приборов.
В феврале-апреле
Физический практикум был организован по экспериментальным исследованиям разделов «Механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика» учебника нового поколения «Физика–10» (авторы: В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, В. В. Майер, Ю.А.Сауров). Данный учебник отвечает требованиям стандарта второго поколения. В нем основной формой изучения учебного материала являются экспериментальные исследования, выполняемые учащимися либо самостоятельно (фронтальные лабораторные работы и домашние исследования), либо совместно с учителем.
Для управления учебной
деятельностью учащихся при выполнении экспериментальных исследований учителям
были предложены новые инструкции, включающие три блока:
Каждый блок инструкции включает
три задания. Первый – «Теория работы» состоит из трех инвариантных заданий:
факты (объект исследования, оборудование, физическое явление); знания (основные
понятия, математические формулы, физические величины, законы); модели (объекта
и явления). Задания этой части инструкции способствуют актуализации знаний,
мотивации учебной деятельности и целеполаганию.
Второй блок инструкции
включает последовательность действий для проведения исследования, различные
формы фиксации полученной информации (таблицы, графики).
Задания третьего блока работы направлены на формирование умения анализировать полученную информацию, делать выводы, оценивать свои действия. В заданиях учащимся предлагаются вопросы на установление причинно-следственных связей, на высказывание гипотез, на определение границ применимости полученных знаний, на сравнение физических величин, объектов.
Анализ результатов выполнения учебных экспериментальных
исследований по предложенным инструкциям показал, что примерно половина
учителей испытывают затруднения в выборе объекта исследования и в определении
его модели. Треть учителей не смогли назвать физическое явление в
экспериментальном исследовании и верно выбрать модель этого явления. Успешное
решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей физики
средством физического эксперимента позволит повысить качество подготовки
учащихся школ области.