Мастерская ценностных ориентаций:«Вера.Надежда.Любовь»
Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет её неизменной практически в течение всей жизни. Стремление к познанию, труду, образование и тому подобное заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени иерархии ценностей материальной обеспеченности. Многие учёные и педагоги-практики отмечают, что это, видимо, позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета надличностных ценностей ведёт к примитивизации духовных начал человека.
В таких условиях особенно трудно приходится вырабатывать ценностные ориентиры молодому поколению с его ещё не устоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Особо значимыми становятся вопросы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.
Технология«Мастерская ценностных ориентаций»-образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно- деятельностный подход. Мастерская вдохновляет на творчество, исследовательский поиск, заставляет всерьёз размышлять над проблемами бытия, учит формировать и формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию, прислушиваться к себе, доверять себе, верить в себя. Мастерская ценностных ориентаций:«Вера. Надежда. Любовь»предназначена для детей подросткового возраста 14 – 16 лет.
Цель мастерской состоит в создании опыта сотворчества, в котором переживаются ценности: вера, надежда, любовь, спокойствие, принятие их в духовный мир человека.
Задачами является создание условияй для осознания того, приняты ли вышеперечисленные ценности в свой духовный мир.А это:
- Вызов внутриличностных противоречий, переживаний, усвоение этих ценностей.
- Создание условий для процесса анализа своего ценностного роста.
Доказательством эффективности использования данной технологии могут служить ответы обучающихся на вопрос: «Что определяет жизненный успех человека?».
1. Личные качества, таланты – 78%;
2. Целеустремлённость – 69%;
3. Слушать и слышать, умение общаться с людьми – 52%;
4. Образование – 46%;
5. Связи и деньги – 25%;
6. Случай и умение рисковать – 17%.
Мастерская не оставляет равнодушным ни одного из её участников. Стержнем данной технологии выступают гуманизация отношений педагога и учащихся, положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленное влияние на познавательную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности школьника и тому подобное.
Ниже приведена технологическая карта данного мероприятия.
О.В.Скокова,учитель
МКОУ СОШ д.Родичи,
Котельничского района Кировской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА мастерской ценностных ориентаций:«Вера.Надежда.Любовь»
Название этапа |
Деятельность участников |
Результат |
Индукция. |
Зажигают свечи. Смотрят притчу о четырёх свечах. |
Комплексное воздействие на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности. |
Самоконст-рукция. |
Методом незаконченных предложений (про себя): «Я верю в …», «Я надеюсь на…», «Я люблю…», «Я спокоен, когда….» происходит осмысление ценностей и их ассоциативное представление с одушевленными или неодушевлёнными предметами. Что же такое вера, надежа, любовь? Читают стихотворение (на столах). |
Осмысление того, что все (не все) ценности«горят» в душе. |
Социоконс-трукция. |
Объединяются в пары. Выполняют коллаж из картинок и современной прессы. Стихотворение. Рисунок. Любая творческая работа, символизирующая одну из ценностей.
|
Воплощённые в материальную или словесную формы символы ценностей «вера, надежда, любовь, спокойствие). |
Социализа-ция. |
Объединяются в малые группы на основе сходства точек зрения. Рассматривают гипотезы, творческие продукты и оформляют совместную работу в виде коллажа. |
4 коллажа:«Вера»,«Надежда», «Любовь»,«Спокойствие». |
Афиширо- вание. |
Презентуют свои работы всем участникам мастерской. Вера – убеждённость, глубокая уверенность в ком-нибудь и в чём-нибудь. Надежда – ожидание, уверенность в осуществлении чего – ни будь радостного, благополучного. Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Спокойствие –безмятежное, уравновешенное состояние души, отсутствие тревоги, сомнения, волнения, забот. |
Оформление общего коллажа. |
Разрыв. |
Сопоставляют свои работы с работами других групп. Дают название коллективной работе: «ЖИЗНЬ». |
Возникновение внутреннего противоречия, эмоционального конфликта между имевшимися и новыми чувствами и знаниями. |
Рефлексия. |
Зажигают свечи, берут в руки. Называют те чувства, которые переживали во время работы. Мастер читает стихотворение. |
Вызов положительных эмоциональных переживаний, чувства удовлетворения проведённой работой и полученными результатами. |