Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

Электронный журнал – атрибут современной школы

26.07.2010, 09:51

  Современное информационное общество, вооруженное компьютерными и интернет технологиями, высоким уровнем развития мультимедийных сервисов предъявляет чрезвычайно высокие требования к организации образовательного процесса.
  Эпоха глиняных и деревянных табличек, папируса и пергамента, а также бумажных школьных журналов канула влету. Потребности школы XXI века и эпохи информационного взрыва демонстрируют нам необходимость перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации.
  Стратегия гуманизации современного образования, предполагающая учет личностных интересов и потребностей ребенка, связанные с этим сложности в моделировании учебного процесса и составлении расписания, сохранение персональной информации об успеваемости ребенка и удобная организация информационного рабочего пространства педагога – это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые предоставляет школе электронный документооборот.
  Автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) «АВЕРС» (http://www.iicavers.ru/director.php) – программы «Директор», «Школьный журнал» и другие – необходимые атрибуты современной школы.
  Разработчики программ приложили все усилия, чтобы учитель или ученик, отрыв свою страницу видели привычную структуру – школьный дневник или школьный журнал. Отличие будет только в том, что эти документы будут не в бумажном, а в электронном виде.
  Ученик или родитель всегда смогут посмотреть свои оценки, проанализировать тематику и типы уроком, спрогнозировать варианты улучшения качества знаний и оценок. Для этого нужно всего лишь сделать СМС запрос.
  Учитель, составляя тематическое и календарно-тематическое планирование в электронном виде, может, в начале учебного года сражу же занести все уроки в школьный сетевой электронный журнал, а не выполнять титаническую двойную работу (электронный вид + бумажный вид). Автоматизация работы педагога освобождает его драгоценное время для того, чтобы вернуться к живому общению с ребенком, лишний раз взглянуть ему в глазу, побеседовать с ним, вместо рутинной ежедневной писанины в бумажном журнале. Педагог не распыляет свой взгляд по страницам журнала, а работает только на электронных страницах своих классов и своих предметов, объективно оценивая каждого ученика. Причем, оценки, которые выставляет педагог, имеют разный уровень значимости: ответ на уроке, контрольная работа, практическая работа, зачет и т.д. С учетом этого уровня автоматически производится текущее вычисление среднего балла по предмету. Однако, последнее слово при выставлении оценок, как и положено, остается за учителем.
  Классный руководитель в журнале видит всю картину успеваемости и посещаемости класса, которая считается автоматически, отмечает все заслуги учеников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Он знает о посещении всех кружков и секций и при написании характеристики любому ребенку не упустит ничего из его достижений. Общение классного руководителя с современными детьми и не менее современными родителями становится более оперативным, открытым, продуктивным. Полилог ученик – учитель – родитель в этих условиях носит не только обучающий, но и воспитательный характер, формируя культуру объективного оценивания ситуации и грамотного решения образовательных вопросов.
  Администратор образовательного учреждения, пользуясь программой «Директор», руководит всеми процессами, происходящими в школе: планирует нагрузку педагогов, распределяет классное руководство, ведет учет достижений педагогов и учащихся, решает все организационные вопросы и вопросы, связанные с финансированием. Он всегда в курсе школьной жизни и всего, что происходит в каждом классе и на любом уроке, знает обо все, то связано с успеваемостью, выполнением учебных планов, внеклассной работой, общением с родителями, состоянием здоровья учеников и т.д. А составить отчет по любому запросу для директора тоже теперь не составит большого труда.
  Бумажные копии школьных журналов также будут существовать в школе, но они будут печатной копией уже готовых электронных школьных документов.
  Выступая 8 июля 2010 на заседании Совета по развитию информационного общества в Твери, глава Минобрнауки сообщил о том, что «Электронные дневники как обязательная норма будут введены в школах к 2012 году». Это было одобрено и поддержано Президентом Российской Федерации. Переход к электронному правительству – это процесс, связанный с глубокими изменениями во всех сферах жизни общества, и в образовании - в первую очередь.
  В настоящее время автоматизированная информационно-аналитическая система управления образовательным учреждением уже работает в нескольких школах Кировской области. Это МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №28 им. Октябрьской революции г. Кирова, Муниципальное образовательное автономное учреждение КЭПЛ, МОУ «Кировский физико-математический лицей», ряд школ Омутнинского района. Отзывы, как учеников, так и учителей только положительные.
  Н.Е. ЦелищевОдним из первых ввел в своей школе систему электронного документооборота Николай Евгеньевич Целищев, Заслуженный учитель РФ, директор 28-й школы. В настоящее время у всех участников образовательного процесса вполне определенные позиции по отношению к школе. По словам Николая Евгеньевича «у ученика сейчас по отношению к отрицательной оценке появляется только одно желание, исправить ее, то есть улучшить качество своих знаний». А любой из родителей, отправив СМС со своим паролем, может всегда узнать успеваемость своего ребенка и помочь ему вовремя принять меры по ликвидации пробелов в той или иной образовательной области. Причем, оцени других детей он не увидит, следовательно, сравнивать можно будет только результаты обучения своего ребенка на разных этапах.   
  Автоматизированная информационно-аналитическая система управления образовательным учреждением «живая и доброжелательная», ее модернизацией занимаются не научно-исследовательские институты, которым незнакомы проблемы сегодняшней школы, а педагоги-практики, которые отлично знают, что нужно ребенку, учителю, родителю, администратору.
  С 20 по 22 июля 2010 преподаватели и ректорат Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования сами стали слушателями курсов повышения квалификации. Преподаватели из Москвы, разработчики программных продуктов «АВЕРС» обучали работе с программными продуктами «Директор» и «Школьный журнал» участников Методической школы информатизации «Аверс», http://kirovipk.ru/index/metodicheskaja_shkola_informatizacii_avers/0-16. Телесюжет об этом «Правду о школьниках расскажет виртуальный дневник» размещен на сайте областного «33» телеканала http://www.33-tv.ru/news/2702/.
  В августе этой школе предстоит колоссальная работа по обучению 138 школ области работе с программами «Директор» и «Школьный журнал». Обучение в «школе» будут проходить по два специалиста от образовательных учреждений: заместители директоров по УВР, курирующие вопросы информатизации и системные администраторы, инженеры, лаборанты. Предстоит обучиться и специалистам управления образования образовательных округов.
  Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования получил официальный сертификат группы компаний «АВЕРС» на проведение такого обучения. Курсы в августе - это только первый этап приобщения школ к электронному ведению школьной документации. Предстоит большая планомерная работа со всеми образовательными учреждениями области по внедрения электронного документооборота в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", модернизации и инновационного развития школы XXI века.
 
  Кузьмина Маргарита Витальевна, преподаватель Кировского ИПК и ПРО.


Просмотров: 3522 | Загрузок: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации