На лето 2010г запланировано участие сотрудников кафедры в следующих мероприятиях, посвящённых Году учителя:
1. Участие учителей истории, обществознания Кировской области в учредительной конференции Всероссийской Ассоциации школьных учителей истории и обществознания.
На 29 июня 2010 г. Институтом всеобщей истории Российской академии наук совместно с Академической образовательной ассоциацией гуманитарного знания, Российским государственным гуманитарным университетом, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования запланировано проведение учредительной конференции Всероссийской Ассоциации школьных учителей истории и обществознания.
Ассоциация планируется как общественное объединение для организации широкого профессионального обсуждения, общественной экспертизы теоретических и практических вопросов современного образования, содействия повышению качества образовательного процесса и повышению квалификации учителей истории. Для участия в данной конференции кафедра образовательной области «Обществознание» рекомендовала 5 человек: учителей истории, обществознания – победителей конкурсного отбора в рамках ПНП «Образование» (протокол заседания кафедры № 6 от 08.06. 2010 г.). В их числе Крицкая Н.Ф., к.п.н., учитель истории, обществознания МОУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова; Петухова М.В., учитель истории, обществознания МОУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова; Никитина Е.Л., к.п.н., учитель истории, обществознания МОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова; Останина Л.В., учитель истории, обществознания МОУ ВГГ с углубленным изучением английского языка г. Кирова; Козлова Л.Г., учитель истории, обществознания МОУ СОШ п. Ключи Кирово-Чепецкого района, руководитель ОМО Центрального образовательного округа.
Участие учителей истории, обществознания региона в учредительной конференции и представительство в Ассоциации позволит обсуждать актуальные вопросы преподавания истории в профессиональной среде, делиться опытом работы, знакомиться с приоритетными направлениями государственной политики в образовании. Участие представителей Кировской области в конференции позволит достойно представить систему исторического образования региона на федеральном уровне, даст возможность оказывать влияние на содержание школьного гуманитарного образования.
2. Распространение опыта работы по апробации экспериментального УМК А.Ф.Киселёва, В.П.Попова «История России с древнейших времён до конца XVI в.», 6 кл. (издательство «Дрофа»).
Апробацией данного УМК в 2009-2010 уч. г. занимались несколько учителей истории, обществознания Кировской области. В частности, Милкова Л.А. - учитель истории, обществознания МОУ Гимназия № 46 г. Кирова; Бешкарева Л. А. - учитель истории, обществознания МОУ СОШ с УИОП №1 г. Котельнича, руководитель ОМО Западного образовательного округа; Петухова М.В. - учитель истории, обществознания МОУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова.
В ходе апробации учителя провели входную и итоговую диагностику уровня сформированности общеучебных умений и навыков. При этом была выявлена положительная динамика развития данных умений в работе с УМК для 6 кл. А.Ф. Киселёва, В. П. Попова «История России с древнейших времён до конца XVI в.».
Учителя-экспериментаторы представили мастер-классы на муниципальном, окружном и региональном уровнях. Общее количество присутствовавших на апробации учителей истории, обществознания – 65 человек.
Людмила Александровна Бешкарева на областных курсах руководителей ШМО, Р(Г)МО, ОМО учителей истории, обществознания «Направления модернизации школьного исторического и обществоведческого образования» (июнь 2010 г.) выступила с обобщением своего опыта апробации экспериментального УМК. УМК включает учебник, рабочую тетрадь для ученика, методическое пособие для учителя. В июле 2010 г. педагог планирует распространение результатов апробации среди учителей Западного образовательного округа.
3. Заседания окружных методических объединений (ОМО) учителей истории, обществознания «Проблемы духовно-нравственного воспитания участников образовательного процесса», август-ноябрь 2010 г.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на основе прочного духовно-нравственного и культурного фундамента складывается устойчивый менталитет нации. При этом экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовного, нравственного развития общества. Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами времени. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций всех народов России.
Государственный стандарт общего образования второго поколения предусматривает реализацию государственного заказа, направленного на обеспечение одного из приоритетов – национального единства и безопасности. Это предполагает формирование системы ценностей и идеалов, воспитания патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является преподавание основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, планируемое с 2012 г.
В связи с вышесказанным, в августе-ноябре 2010 г. намечается проведение заседаний окружных методических объединений (ОМО) учителей истории, обществознания в виде «круглых столов», формы проведения «круглого стола» - произвольные. Место проведения – центры образовательных округов (по графику, согласованному с кафедрой образовательной области Обществознание» КИПК и ПРО).
Цель: помочь учителям истории, обществознания, МХК, истории культуры осмыслить проблематику духовно-нравственного воспитания как одного их направлений воспитательного процесса, а также перспективы введения в образовательный процесс нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Зав. каф. образовательной области
«Обществознание» КИПК и ПРО, к.и.н. Першина Ю. В.