13-14 октября 2010 в г. Арзамас состоится всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Современный учитель сельской школы России". Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования на форуме представит опыт доцента, к.п.н., преподавателя кафедры педагогики и психологии Пиковой Людмилы Алексеевны "Поиск эффективных путей повышения квалификации учителей сельских школ".
Суть опыта состоит в том, что педагоги в рамках курсов включаются в повышение квалификации по месту жительства в условиях своего региона. Это дает возможность, наряду с лекциями, семинарскими и практическими занятиями, активно включаться в реальную жизнь образовательных учреждений в трех ипостасях: быть классными руководителями, эпизодически осуществляя работу с классом, кроме того, быть на равных вместе с детьми участниками разнообразных видов внеклассных занятий, что дает возможность видеть организуемый коллегами воспитательный процесс изнутри, и, в то же время, быть негласными экспертами оценки работы коллег с детьми с методических позиций. Такой пробный эксперимент впервые был осуществлен в работе с классными руководителями и зам. директорами по воспитательной работе в Лебяжском районе Кировской области, затем апробирован в Котельничском, в Вятско-Полянском и других районах. Вся курсовая подготовка и переподготовка слушателей осуществляется в три сессии (три этапа). Подготовка к участию в практической деятельности школ обычно идет на первом и втором этапах. На первом - осуществляется знакомство с теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя (раскрывается концепция современного воспитания, дается представление о современных технологиях и новых формах воспитательной деятельности ), проводятся соответствующие консультации. На втором этапе при чередовании аудиторных и внеаудиторных занятий идет практическое воплощение замысла в реальной работе с детьми в конкретной школе (параллельно между первой и второй сессиями слушатели готовят описание опыта своего работы с детьми), При подготовке к третьему этапу слушатели дорабатывают описательный материал из опыта работы и участвуют в итоговой научно- практической конференции с докладами и демонстрацией открытых практических занятий, которые отрабатывались и апробировались самостоятельно в «домашних» условиях. Судя по отзывам участников курсовой подготовки, такая деятельность оказывается весьма продуктивной, идет обмен опытом на разных уровнях, появляется возможность проверить себя в новом понимании как классного руководителя тут же в ходе сессий и между сессиями. В настоящее время опыт углубляется и совершенствуется.