Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

Сетевое методическое объединение учителей информатики – второе десятилетие в информационном пространстве

11.12.2010, 22:05

XXI век - «эпоха информационного взрыва» отражается глубочайшими изменениями в деятельности образовательных учреждений в целом, привнося в нее преимущества электронного мира и современные медиа. Информатика, как метапредметная наука в настоящее время очень тесно связана со всеми учебными предметами и образовательной деятельностью в целом. Единое информационное пространство школы – это понятие новое для учителей предметников и вполне устоявшееся и даже устаревшее для информатика, поскольку он уже представляет процесс интеграции школьного информационного пространства в мировую глобальную информационную среду.

Информационные технологии глубоко проникли во все сферы жизнедеятельности человека, и учителю информатики сейчас приходится заботиться еще об одном важнейшем вопросе. Поскольку нажимать на клавиши многих учеников уже учить не нужно, компьютер большинство из них осваивает еще до поступления в школу, проблема  медиаграмотного общения с интернетом, компьютером и другими техническими средствами становится весьма актуальной в ИКТ насыщенной среде. Формирование медиакультуры ребенка, как совокупности уровней развития личности ребенка, способного воспринимать, оценивать, анализировать медиа, заниматься медиатворчеством, повышать свою медиаграмотность, становится стратегически важным неофициальным направлением деятельности учителя информатики. Именно поэтому в утвержденной в 2008 году Правительством России Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в числе приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий называется медиаобразование.

Медиакомпетентные и нет педагоги, медиаграмотные и не очень ученики, информационная среда школы и электронные журналы и еще много всего, с чем связана деятельность учителя информатики, требуют высокого уровня его компетентности. Именно это подчеркивается в утвержденной в ноябре 2010 года Государственной программе "Информационное общество (2011-2020 годы)"Паспорт этой программы содержит стратегические направления, связанные с информатизацией общества. Содержание программы рассматривает в качестве одной из важнейших задач в деятельности Минобрнауки «подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий» посредством развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных учреждений в соответствии с едиными требованиями.

И мы прекрасно понимаем, что строители информационного общества 2020 года уже сейчас приобщаются к информационной культуре в стенах образовательных учреждений благодаря труду, творчеству и энтузиазму учителей информатики.

В последние годы многие педагогические сообщества начали создавать виртуальные методические объединения для неофициального профессионального общения и обмена опытом. Методическое объединение учителей информатики – это неформальная структура, которая функционирует в Кировской области уже более десятка лет. У ее истоков стояли учителя практики Кирова и области: Лопатин Владимир Игоревич, Бурков Владимир Сергеевич, Шалагинов Николай Леонидович, Титов Игорь Николаевич, Зонов Вадим Анатольевич, Семакова Наталья Львовна, Савина Елена Михайловна, Кочкин Вадим Викторович, Михолап Эльвира Леонидовна, Кузьмина Маргарита Витальевна и другие.

На протяжении многих лет методическое объединение занималось вопросами, связанными с обменом опытом, программно-методическими материалами, знакомством с новыми направлениями деятельности, повышения квалификации, информатизации образования, в условиях только развивавшегося в те годы Российского сегмента Интернета, недоступного еще для всех образовательных учреждений области. Методическое объединение учителей информатики Кировской области на протяжении многих лет организовывало и проводило для учащихся школ районные городские и областные олимпиады по информационным технологиям, конкурс творческих работ, выполненных на компьютере и другие мероприятия.

Первый конкурс для учащихся Кировской области, которые увлекались разработкой компьютерных программ, был проведен в 1997 году по инициативе учителей информатики области, которые впоследствии и объединились в методическое объединение учителей информатики Кировской области (ОУИКО). Конкурс «Компьютер в школе» предоставил возможность собраться вместе юным программистам для презентации своих идей, творчества и анализа работ других участников. Основными критериями работ выступали уровень сложности программ, их оформление и организация представления программ на конкурсе. Конкурс разрастался год от года, а программы становились все сложнее и интереснее. Например, учащимся 7 класса была разработана программа браузер, не уступающая Internet Explorer, создавались сложные бухгалтерские программы, графические редакторы, тестовые оболочки, обучающие и контролирующие программы. Инструментами юных программистов выступали среды программирования: PascalTurbo PascalDelphiBasicVisual BasicCи ++ и другие.

Программисты зачастую не отличаются многословием. Однако, на этом конкурсе им приходилось не только демонстрировать возможности программ, но и обосновывать актуальность и новизну своих работ, их практическую значимость, отвечать на вопросы зрительного зала и членов жюри, оформлять и представлять стенды для выступления. Школьникам была предоставлена полная свобода медиатворчества. Медиатворчество – это процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов. Возрастной ценз для конкурсантов не устанавливался, участвовали школьники, начиная с шестого класса и заканчивая одиннадцатым. Они приезжали со своими преподавателями из разных городов и районов области. Выступления одиночных авторов и коллективов учащихся сопровождались наглядностью, имели пакет документации, информационный и иллюстративный материал, отзывы и рецензии педагогов и независимых экспертов. Приветствовалась возможность применения представляемых программ в образовательных целях.

На определенном этапе в конкурс влилось много презентаций и видеороликов. Участники стали выступать на нескольких секциях: показывали презентации исследований, проекты, связанные с созданием школьных альманахов, газет и публикаций, видеоролики, сайты, компьютерные программы. Масштаб конкурса превосходил все ожидания, но работы стали проще в исполнении и в большей степени ориентированы на применение аудиовизуальных, мультимедийных и офисных возможностей компьютерной техники, а не знаний и умений в программировании.

Организаторы конкурса «Компьютер в школе», проанализировав сложившуюся ситуацию, решили вернуть ему первоначальные функции и включили в положение пункт, запрещающий участие в конкурсе презентаций. Уровень сложности работ сразу вырос, хотя количество участников заметно уменьшилось. Данное обстоятельство подтверждает мнение о том, что алгоритмический склад мышления свойственен далеко не каждому ребенку, как и желание заниматься программированием на более высоком уровне. Областная олимпиада по программированию, выявляя юные дарования, в отличие от конкурса, не может предоставить свободу медийного творчества юным программистам.

В то же время для выявления одаренных, творчески мыслящих школьников, стимулирования их самостоятельной познавательной активности в прикладном применении информационных технологий, зародились еще три областных конкурса: конкурс образовательных видеоматериалов «Начинаем урок», конкурс сайтов образовательных учреждений, конкурс творческих работ для учащихся коррекционных образовательных учреждений, позволяющий ребятам из этих учреждений представлять презентации исследований. Конкурс сайтов образовательных учреждений в настоящее время не проводится, а остальные конкурсы, имея многолетнюю историю, ежегодно собирают аудиторию неравнодушных зрителей и участников.

Третий год подряд конкурсы проводятся в новом формате, где ведущей фигурой выступает не ученик, а учитель. Участники конкурсов «Начинаем урок» и «Компьютер в школе» - учителя и команды под руководством учителей. За два года проведения конкурса в таком формате, только единожды его участником был автор педагог без команды учеников.

Проведение командных конкурсов в полной мере способствует реализации возможностей педагогического взаимодействия, как процесса, происходящего между педагогом и учеником в ходе учебно-воспитательной работы, направленного на развитие личности ребёнка и состоящего из множества компонентов - дидактических, воспитательных, социально-педагогических взаимодействий. Педагогическое взаимодействие, присутствующее в познавательной, трудовой, творческой деятельности  предполагает равенство отношений. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 192-193) Педагог, обладающий особым педагогическим чутьём и тактом, управляя данным процессом, по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, получает возможность не только способствовать становлению личности ребёнка, но и самосовершенствоваться, развиваться, творчески расти. Как активные компоненты медиаобразования, интегрированного в учебную и внеучебную деятельность, творческие конкурсы вполне оправдывают свое предназначение, как для педагогов, так и для учащихся.

В 2011 году конкурс творческих работ, выполненных на компьютере «Компьютер в школе» проводился в XV раз, а конкурс образовательных материалов «Начинаем урок» - в V раз. В совсем еще молодом конкурсе «Начинаем урок» за прошедшие четыре года приняли участие 44 команды под руководством педагогов, были созданы 73 учебных, научно-популярных презентационных и других фильмов, большая которых размещена на интернет видеоканале «Медиатворчество». 

В конкурсе «Компьютер в школе» только за последние четыре года были представлены 109 работ командами большинства городов и районов области. Опыт ежегодного проведения этих конкурсов подтверждает позитивную тенденцию презентации командного творчества, в процессе которой происходит демонстрация не только креативного медийного опыта, но и опыта педагогического взаимодействия. 

С точки зрения гуманистической парадигмы образования и воспитания, субъект-субъектного подхода совместная деятельность педагога и обучающихся по разработке медийных продуктов и командной демонстрации результатов способствует развитию медиакомпетентности всех участников творческого процесса.

В настоящее время деятельность методического объединения учителей информатики связана с активной и оперативной работой его участников в глобальной сети. 7 июня 2008 Константин Михайлович Домнин, учитель информатики школы пгт Красная Поляна Вятско-Полянского района открыл сайт «Сетевое методическое объединение учителей информатики Кировской области» - СМОУИКО, http://ikt.kpschool.ru. Сайт объединяет около 150 учителей информатики области и является помощником в поиске информации и материалов для разработки уроков и рабочих программ, проводником новых направлений в информатизации образования, носителем самых свежих новостей в направлении повышения квалификации учителей информатики,

Сайт администрируется на полном энтузиазме его создателя. Информационную поддержку оказывают учителя информатики Кировской области, которые готовы учиться, учить, поддерживать друг друга в сложных условиях информатизации уже не только одной школы, а всего нашего общества 

Кузьмина Маргарита Витальевна, преподаватель Кировского ИПК и ПРО.



Просмотров: 2194 | Загрузок: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации