Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

В Год Учителя - в ногу со временем

17.10.2010, 17:35

    С 28 сентября по 1 октября в Москве во Всероссийском выставочном центре состоялся 12-й Всероссийский форум «Образовательная среда - 2010», на котором были продемонстрированы потенциальные возможности современного Российского образования, инновационные разработки, передовые методики и технологии, программные и технические средства обучения, региональные системы и перспективные модели образования.
Общая площадь экспозиций Форума-2010 составила около 7 000 кв.м. В нем принимали участие более 200 экспонентов из 12 регионов Российской Федерации и 5 стран – Белоруссии, Украины, Германии, Бельгии, США. Среди участников -  федеральные и национальные исследовательские университеты, начальные и средние профессиональные учреждения, компании-производители товаров и услуг для организации учебного процесса.
  Центром экспозиции был стенд Министерства образования и науки Российской Федерации, где были представлены IT-решения, разработанные в рамках федеральных целевых программ, отраслевых программ и проектов, финансируемых из госбюджета. Специалисты Министерства образования представили на выставке электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего общего образования.
  Советник по образованию председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Юлия Костенко во время своей вступительной речи на церемонии открытия Форума озвучила позицию спикера верхней палаты Сергея Миронова, который считает, что уровень образования определяет качество жизни в нашей стране, а конкурентоспособность и авторитет России зависят от тех навыков и знаний, которые получает человек еще в учебном заведении. Чем лучше будет уровень образовательного учреждения, тем успешнее сложится и личная карьера каждого, и усилится позиция государства. 
  Министерства и департаменты образования регионов России на высоком уровне представили на Форуме свои образовательные системы, различные направления деятельности по модернизации образования с учетом возможностей современных образовательных учреждений, творческих педагогов и высокого уровня информационных технологий. Школам образовательный Форум позволил увидеть, что для них создано производителями, а разработчикам понять, как и какие потребности образовательных сред им необходимо удовлетворять. Директор Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Виктор Русаков отметил, что основными задачами образования сегодня служат повышение его качества и доступности, усиление связей между разными уровнями, интеграция в мировое научно-образовательное пространство, а также создание экономически оптимальной модели образовательной системы. У любого школьника, где бы он ни находился, должна быть возможность свободного доступа ко всем необходимым образовательным ресурсам. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе выходят на первый план в качестве основного средства обеспечения доступности и качества образования.
  В течение четырех выставочных дней состоялось  более 100 многоплановых мероприятий деловой программы Форума, подчиненных общей идее повышения качества современного образования, его конкурентоспособности в мировом образовательном сообществе, внедрению новых образовательных стандартов, повышению педагогических компетенций.
  Под эгидой Министерства образования и науки России в рамках Форума проводилась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда сегодня и завтра». Проблематика Конференции была связана с обсуждением конкретных вопросов информатизации – практической реализации электронного обучения (e-learning), обеспечивающего повышение доступности и качества образования, а именно электронные образовательные ресурсы - сетевые и на локальных носителях, корпоративные системы дистанционного обучения, новые образовательные технологии в ИКТ-насыщенной среде, подготовка преподавателей в области использования ИКТ в учебном процессе.
  На секции «Подготовка преподавателей в области использования ИКТ в учебном процессе» была представлена тема «Внедрение элементов медиаобразования в систему повышения квалификации педагогов» преподавателя кафедры инновационного развития образования Кировского ИПК и ПРО, М.В. Кузьминой. В условиях модернизации современного Российского образования эта тема весьма актуальна, так как сообщает о конкретном опыте практической медиаобразовательной деятельности Кировского ИПК и ПРО.
  Одно из масштабных событий Форума -   круглый стол, посвященный важнейшим направлениям в развитии и модернизации современного Российского образования. Тема круглого стола, организатором которого выступили Министерство образования и науки РФ совместно с «Республиканским мультимедиа центром» была актуальна для всех образовательных учреждений -  «Многообразие электронных дневников: проблемы выбора». Речь шла о внедрении в школах электронных дневников и свободного программного обеспечения. Обсуждение этих вопросов вызвало неподдельный интерес у всех участников круглого стола, среди которых были практически все заинтересованные стороны: учителя, родители, представители органов управления образования, педагоги системы дополнительного профессионального образования, а также разработчики электронных журналов и дневников.
  Тема круглого стола была выбрана не случайно. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №1993-р к 1 января 2014 года у родителей и учеников всех российских школ должна появиться возможность получать информацию об успеваемости не только в обычных журналах и дневниках, но и в электронных. Не смотря на то, что многие школы уже начали внедрять в свою работу такие нововведения, существует немало проблем с их повсеместным использованием.
  Ведущими и главными экспертами круглого стола были представители Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Министерства образования и науки РФ – Илья Красильников и Станислав Филиппов.
  Как выяснилось, для кого-то электронный дневник – это всего лишь аналог обычного дневника, но, как правильно заметили представители компаний-разработчиков, использование электронной версии открывает много дополнительных возможностей, включая SMS-сообщения, e-mail рассылки, инфоматы, ведение единой базы школьной документации и создание единой информационной образовательной среды. Большое разнообразие внедряемых электронных дневников и журналов предоставляет образовательным учреждениям варианты выбора. Единодушно было принято решение о необходимости такой структуры программ, которая бы соответствовала потребностям современной школы и возможности интеграции модулей. Введение электронных дневников вместе с новыми возможностями, ставит и новые проблемы. Это и дополнительные обязанности учителя, и нехватка компьютеров с выходом в интернет в школах, и нежелание некоторых родителей пользоваться услугой, даже если она предоставляется бесплатно.
  Министерство образования и науки РФ видит залог успешного внедрения электронных дневников и журналов в достижении положительного эффекта от их использования для всех заинтересованных сторон: учителей, управлений образования, родителей и, конечно, учеников. Более того, по словам Ильи Красильникова, «электронный дневник должен стать частью единой информационно-образовательной среды, состоящей из интегрированных электронных комплексов, включающих весь школьный документооборот. Должна появиться «система» в широком смысле этого слова».
  Вторая часть круглого стола была посвящена не менее важному вопросу внедрения свободного программного обеспечения и организации поддержки образовательных учреждений в данном направлении.
  Информатизация образования обусловлена необходимостью развития системы управления, модернизации механизмов управления, поддержки участников образовательного процесса на всех уровнях. Форум, дающий представление о происходящих событиях в этой сфере, позволил наметить ориентиры движения. А те новые контакты и знания о существующих новых образовательных технологиях, которые приобрели участники Форума, наверняка окажут самое значительное влияние на дальнейший ход их деятельности и на развитие профессионального сообщества в целом.
  Выводы, которые сделаны в процессе участия в конференции и Форуме позволили установить важность и необходимость тех приоритетных направлений, которые выбраны и реализуются кафедрой инновационного развития образования Кировского ИПК и ПРО. Эти направления непосредственно связаны с внедрением в образовательные учреждения электронных журналов и обучением по их использованию, а также с переходом к свободному программному обеспечению. Это подтверждает, что стратегия кафедры выбрана верно и соответствует приоритетным направлениям модернизации Российского образовании и стратегии реализации Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.


Просмотров: 1303 | Загрузок: 0

Министерство образования и науки Российской Федерации