Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

Элементы медиаобразования в системе повышения квалификации педагогов Кировской области

11.09.2010, 11:39

На протяжении ряда лет кафедра научно-методического сопровождения информатизации образования Кировского института повышения квалификации работников образования поэтапно внедряет элементы медиаобразования в систему повышения квалификации педагогических кадров. Это связано с тем, что медиаобразование, как направление в образовании, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации становится все более актуальным в современном обществе.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники (А.В.Фёдоров, Медиаобразование: история, теория и методика, 2001). Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий (В.А.Мижериков, П.И.Пидкасистый, Психолого-педагогический словарь, 1998). 

В образовании многих стран мира элементы медиаобразования интегрированы в общее образование, в других странах с медиаобразованием связан специальный предмет, ориентированный на изучение закономерностей массовой коммуникации. Это Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Канада, Скандинавия, США, Франция, Швейцария, ряд стран Восточной Европы и Латинской Америки. В России также развивается процесс внедрения элементов медиаобразования в образовательную систему. Хорошие перспективы содержатся в отходе от унификации учебного процесса, возникновении новых типов учебных заведений, введении широкого спектра дисциплин по выбору. А по отношению к университетам, педагогическим вузам, институтам повышения квалификации высказывается единая точка зрения: необходимо введение спецкурса, связанного с изучением медиакультуры. Ведь работа учителя, не умеющего полноценно воспринимать аудиовизуальную информацию, не владеющего методикой медиаобразования школьников, далека от современных требований, предъявляемых к педагогическому процессу, нацеленному на развитие творческих, креативных способностей личности.

МГУ 2010Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции развития российского медиаобразования 2010», (Москва, МГУ, 1-2 июня 2010 г.) обобщила опыт медиаобразовательной деятельности в школах Москвы и Московской области в 2009-2010 учебном году и приняла проект резолюции, связанной с медиаобразовательной деятельностью в России. Участники конференции признали, что в информационном обществе медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в медиамире, где манипуляции человеческим сознанием все более усиливаются. В современном полифункциональном информационном мире формируются новые средства информации, новая аудитория и новое медиаповедение людей, которое характеризуется новыми формами медиаактивности. В связи с этим крайне важна координация усилий специалистов средств массовой информации и медиапедагогов для использования широких возможностей современных медиа в развитии личности человека. Обретенная в результате медиаобразования медиаграмотность помогает человеку активно использовать для социокультурного развития и образования возможности информационного поля: телевидения, радио, кинематографа, видео, прессы, Интернета, разнообразных сетевых и локальных информационных ресурсов.

Для Кировской области характерна модель интеграции элементов медиаобразования в образовательный процесс. Основой послужило внедрение с 2006 года в качестве инновационного регионального компонента в практику работы общеобразовательных учреждений учебного курса «Основы проектной деятельности». По отношению к учащимся назначение этого курса было направлено на развитие их ключевых компетентностей, по отношению к учителю – в освоении им педагогической технологии "метод проектов". Этот учебный курс позволил привлекать для организации и презентации проектов, как педагогами, так и учащимися целый ряд медийных ресурсов и технологий, связанных с освоением основных закономерностей массовых коммуникаций, созданием аудиовизуальных медийных конструкций: видео, школьного телевидения, школьных СМИ, интернет аудио и видеоканалов, блогов, сайтов, интернет газет, вики страниц, сетевых проектов и презентаций и многого другого. Технологии медиаобразования, имеющаяся в школах компьютерная техника и программное обеспечение предоставляют возможности медиакомпетентному педагогу не только изучать законы аудиовизуального восприятия в контексте анализа и применения готовых медийных ресурсов, но и создавать свои образовательные материалы, использовать из в урочной и внеурочной деятельности, дистанционных курсах, сетевых образовательных проектах, наполнять интернет авторским педагогическим контентом. Переход на СПО внесет свои изменения в этот процесс, упростив компьютерные программы, лишив школы профессиональных видеоредакторов, но это единовременный переход, который ненадолго приостановит техническую сторону медиаобразовательного процесса.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года необходимо активнее внедрять медиаобразование и дистанционное образование, положив в основу развития системы образования принципы применения проектных методов. Это позволит обучать восприятию, анализу, оцениванию, созданию медиатекстов, получению новых знаний в области медиа, формируя медиакомпетентную личность. Кафедра научно-методического сопровождения информатизации образования проводит медиаобразовательные занятия на курсах «Информационные технологии в образовании», «Актуальные проблемы преподавания информатики», «Тьютор интернет образования», внедряет модули, связанные с развитием медиакомпетентности «Мультимедиа как фактор повышения эффективности учебного процесса», «Видеоинформационное обеспечение учебного процесса» в курсы других кафедр, проводит специализированные очные курсы «Основы создания видео в условиях образовательного учреждения» и дистанционные «Современные видеотехнологии в образовании». Видеотехнологии изучаются в творческих лабораториях «Использование средств медиапедагогики в преподавании предметов естественнонаучного цикла», «Методика создания и применения видеоматериалов в деятельности образовательного учреждения», «Использование медиаресурсов в преподавании естественнонаучных и математических дисциплин», на курсах «Медиаобразование в современной школе», «Применение медиасервисов в формировании социально-коммуникативной среды образовательного учреждения», «Интернет сервисы Веб 2.0 в учебном процессе», «Блог современного педагога и администратора», «Подготовка и проведение видеоконференции», «Графический дизайн как средство создания визуально-коммуникативной среды образовательного учреждения», «Применение Flash анимации для разработки интерактивных дидактических материалов», «Интерактивное оборудование в школе».

Конкурсы «Компьютер в школе», «Начинаем урок», «Интерактивная сказка», конкурс блогов и эссе по тематике, связанной с медиакультурой, как итоговый этап в медиаобразовании, демонстрируют в сети достижения педагогов при разработке авторского медийного контента. Научными консультантами по медиаобразовательной деятельности педагогов выступают профессорско-преподавательский состав института, ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Российская коммуникативная ассоциация, агентство ЮНПРЕСС, ассоциация «Медиакратия» и ЮНИСЭФ. Консультации по технологии и культурологии оказывает один из старейших в России Кировский областной киноклуб и общественная организация «Бумеранг» г.Москвы.

Кузьмина Маргарита Витальевна, преподаватель Кировского ИПК и ПРО, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.


Просмотров: 1071 | Загрузок: 1

Министерство образования и науки Российской Федерации