2 декабря 2011 года в Тужинской общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов состоялся областной семинар «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования».
В работе семинара участвовали педагоги МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов п. Тужа Кировской области. Гостями были работники методических служб всех районов Юго-Восточного образовательного округа департамента образования Кировской области во главе с заведующими, методисты Даровского района, директора и их заместители общеобразовательных учреждений Тужинского района и других районов Кировской области.
На семинаре подводились итоги работы инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области на базе средней школы п. Тужа по теме «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования».
Научный руководитель – Носова Н.В. , зав. кафедрой естественно-научного и математического образования ИРО Кировской области, кандидат педагогических наук.
В работе инновационной площадки принимали активное участие преподаватели кафедры естественнонаучного и математического образования Института Маркова В.И., канд. пед. наук. и Мелехина С.И., канд. пед. наук и кафедры гуманитарного образования Головань И.В., канд.пед.наук., Кошурникова Т.В., канд. фил. наук., и Рылова А.С., канд. фил. наук.
Проблема, над которой работали педагоги школы в течение 2011 года, весьма актуальна. Она отвечает базовым требованиям ФГОС общего образования: достижение выпускниками школы такого уровня функциональной грамотности, которая необходима человеку в современном обществе по математическому, естественнонаучному и по социально-культурному направлениям.
Это означает, что процесс образования должен выступать не только как процесс усвоения системы знаний и умений, но и как процесс развития личности, принятия ей духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Школьники в ходе обучения должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, использовать приобретенный в школе опыт деятельности за рамками учебного процесса, в реальной жизни.
Одним из путей решения воспитательных задач формирования нравственных и национальных ценностей учащихся и является проблема реализации краеведческого принципа в обучении через содержание учебных предметов в урочной и внеурочной работе. Под краеведческим принципом понимается всестороннее изучение определенной территории своего края под руководством учителя, что дает возможность соединения содержания школьного образования по предметам с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследования родного края.
Проведенный семинар состоялся как большой праздник на Земле Тужинской для учителей, учащихся и их родителей, для гостей. К семинару готовились педагоги, учащиеся, родители и общественность поселка. Учителя провели уроки, на которых краеведческий принцип был ярко реализован: урок математики с использованием краеведческого материала в 3 классе; урок географии «АПК Тужинского района» в 10 классе; интегрированный урок химии и физики «Тепло на службе человека» в 9 классе; урок литературы «Тема малой родины в стихотворениях поэтов Тужинского района» в 11 классе; урок математики «Проценты в современной жизни»» в 6 классе, на котором учащиеся представили свои исследования о том, в каких сферах практической деятельности поселка люди применяют знания о процентах. Состоялись мастер-классы «Изготовление герба Тужинского района на уроке технологии в технике рисования пластилином», «Решение задач с использованием краеведческого материала при подготовке к ЕГЭ по математике».
Интересными были внеклассные мероприятия: для учащихся 4 класса «В гостях у художника», где состоялась встреча с тужинским художником; для учащихся 1 класса физкультурно-оздоровительное мероприятие «Игры Вятского края»; для учащихся 10 класса интегрированное занятие английского языка и информатики в форме виртуальной экскурсии по п. Тужа «Родной край».
Педагоги и учащиеся продемонстрировали реализацию краеведческого принципа и во внеурочной деятельности. Ярко был представлены фольклор Тужинского района «На деревенских посиделках», а также исследовательские и проектные работы учащихся.
Большим украшением областного семинара стали печатные издания. Институт развития образования опубликовал материалы по результатам деятельности инновационной образовательной площадки в сборнике «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования». Школьный библиотекарь подготовила красочный сборник стихов тужинских поэтов о родном крае, администрация школы - технологические карты всех уроков и мероприятий, проведенных в ходе семинара «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования», представила гостям в виде сборника.
Инновационный опыт МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов п. Тужа «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования» был распространён через семинар и печатные материалы. Полученный опыт можно реально использоваться в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений разного типа.