На базе Российской академии наук в г. Москва 12-13 декабря 2012 года состоялся Второй Всероссийский съезд учителей истории, обществознания. В его работе приняли участие учителя истории и обществознания, преподаватели вузов, сотрудники академических институтов, студенты и аспиранты – всего около 1000 чел. из 80 субъектов РФ. Инициатором проведения съезда выступила Всероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания» (Председатель – директор Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян). Кировскую область представляли: Е.Л. Никитина (к.п.н., учитель МОАУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова, председатель регионального отделения Ассоциации, победитель ПНПО 2008 и 2010 гг.), Т.В. Верещагина (учитель МОАУ СОШ с УИОП № 62 г. Кирова, победитель ПНПО 2006 и 2011 гг.), Н.А. Денисова (МОАУ СОШ с УИОП пгт. Кикнур, победитель Всероссийского конкурса «Мастер-класс учителя истории» в номинации «Лучший сценарий урока»).
Пленарное заседание съезда открыл С.Е. Нарышкин, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель Российского исторического общества. Он акцентировал особое внимание государства к проблемам преподавания истории в России. «Сегодня в своем послании Федеральному собранию Президент Владимир Путин большое внимание уделил образованию, культуре, роли двух сфер в воспитании нравственности. Президент отчетливо понимает и дает сигналы обществу о том, какое значение имеет историческая наука, история, как она может быть одним из самых эффективных инструментов в воспитании патриотизма», – подчеркнул Нарышкин.
Далее работа участников съезда проходила по 6 секциям: «Преподавание истории в контексте перехода на новые ФГОС», «Оценка качества школьного исторического образования и ее совершенствование», «Роль и место элективных курсов в системе школьного исторического образования», «Информационно-коммуникационные технологии: от визуального сопровождения к деятельности», «Современный учитель истории: какой он?», «Преподавание обществознания: концептуальные основы и перспективы развития курса».
По мнению самих участников, Второй съезд учителей истории и обществознания от предыдущего отличался, прежде всего, демократичностью. На шести секциях слово мог получить каждый.
Участники съезда выделили ряд проблем: противоречие между количеством отведенных часов и объемным материалом, который нужно изучить; несоответствие новых стандартов контрольно-измерительным материалам; анализ современных учебников по истории и обществознанию; подготовка к ЕГЭ; концентрическая система и линейный метод изучения истории.
Подробнее о работе съезда можно узнать на сайте «Ассоциации учителей истории и обществознания» http://school.historians.ru/.