В конце марта на базе кабинета физики МБОУ СОШ № 16 г. Кирова прошли курсы для учителей физики Кировской области по проблеме «Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Выбор образовательного учреждения не случаен. На протяжении четырех лет в школе идет педагогический эксперимент по использованию профильного учебника физики нового поколения «Физика-10» и «Физика-11» (авторы В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, В. В. Майер, Ю. А. Сауров, Е. К. Страут). Концепция данных учебников заключается в усилении внимания к вопросам методологии научного познания. Все структурные компоненты учебников нацелены на изменение учебной деятельности не только своими системами знаний, но и процессами деятельности, которые задаются методикой, в частности,- усилением внимания к исследовательской деятельности. Главными направлениями дидактической работы в школе, в рамках педагогического эксперимента, являются исследования процессов диагностики и формирования экспериментальных умений.
Основная задача курсовой подготовки учителей физики – освоение новых методик, разработанных на основе требований ФГОС ОО и концепции учебника физики нового поколения. Учителям было предложено оценить методические идеи по управлению учебной деятельностью учащихся при выполнении не только экспериментальных исследований, но и теоретических (работа с объектами науки – учебными текстами).
Обучение физике при эффективном, систематическом использовании учебника позволит сформировать устойчивые навыки самостоятельной работы с научной литературой, то есть информационную компетентность. Учителя физики познакомились с методикой эффективного использования современного учебника физики, как в основной, так и в профильной школе. В портфолио курсовой подготовки вошли также методики исследования диагностики мотивации школьников, диагностики методологических знаний; освоения экспериментального метода познания (знания + умения) и освоения учебной деятельности моделирования.
Традиционно состоялся обмен опытом с участниками курсовой подготовки.
Полученные отзывы свидетельствуют, что новые методические решения востребованы учителями физики Кировской области.