Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области
Главная » 2014 » Октябрь » 6

15:12
Кировские педагоги и психологи представляют опыт в Сетевой школе методиста АПКиППРО (г. Москва)

29 по 30 сентября  2014 г. в Сетевой школе методиста  был представлен опыт педагогических работников Кировской области по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития ценностно-смысловой сферы личности обучающегося в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основной школы» и обсуждён в режиме сетевой дискуссии в профессиональном сообществе педагогов России. Возможность для размещения и обсуждения опыта работы предоставили Интернет-портал «Сетевое образование» ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и кафедра педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области.

Цель. Презентация и обсуждение опыта теоретического осмысления и практической реализации в образовании Кировской области  идеи развития ценностно-смысловой сферы личности подростка в образовательной организации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта  основной школы.

Содержание. Опыт разработан в Областном методическом объединении психологов образовательных учреждений Кировской области, созданном при кафедре педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области. В течение трёх лет в рамках подготовки к реализации ФГОС в основной школе участники ОМО анализировали теоретические основания развития личности подростка и её ценностно-смысловой сферы,  аксиологические технологии, методику аксиологической работы как с подростками, так и с педагогами и родителями. В сетевой школе методиста представлены разработки 28 педагогов и психологов, выполненные как в традиционных педагогических технологиях, так и в авторских (педагогическая дискуссия, проблемная беседа и др.).

Участники. В сетевой дискуссии приняли участие педагоги, психологи, преподаватели вузов, методисты, заместители директоров по УВР общеобразовательных организаций из 25 регионов России: Кировская область, Оренбургская область, Смоленская область, Кемеровская область, Иркутская область, Ивановская область, Ставропольский край, Эвенкийский автономный округ, республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Тульская область, республика Адыгея, республика Мордова, республика Алтай, Вологодская область, г. Москва, г. Рыбинск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Ленинградская область, Приморский край, Оренбургская область, Калужская область, Тульская область.

Научные руководители сетевой дискуссии: 
- Киселёва Р.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами,
- Кудинова С.В., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами.

Модераторы сетевой дискуссии:
- педагоги-психологи образовательных организаций Кировской области: Румянцева К.Ю., педагог-психолог школы-интерната Кирово-Чепецкого района, Леонова Е.В., педагог-психолог МОКУ СОШ пгт. Опарино; Поникаровская Е.А., педагог-психолог МКОУ Гимназия г. Слободской; Коснырева Г. В., педагог-психолог МОКУ СОШ №7 г. Слободской; Мохнаткина Н.В., педагог-психолог МБОУ Лицей г. Кирово-Чепецка, Захарова Г.Ю., педагог-психолог МКОУ СОШ п. ЗАТО Первомайский, Лобанова Е.А., педагог-психолог МКОУ СОШ №3 г. Уржума;
- руководители муниципальных методических служб Кировской области: Широкова Н.В., заведующая ИМЦ г. Вятские Поляны; Скутина Н.В., заведующая ИМЦ Верхнекамского района, Бочкарёва Т.И., заведующая ресурсным центром Яранского района, Спивак Т.С., заведующая РМК Котельничского района.

Обсуждаемые проблемы.
1. Влияние современного мира на ценностно-смысловую сферу личности подростка, методика психолого-педагогического сопровождения ценностно-смысловой сферы личности подростка, практика применения ценностно-ориентированных технологий, достижение личностных результатов в дидактике современного урока в условиях ФГОС в основной школе. 
2. Сотрудничество школы с семьёй в вопросах формирования ценностных ориентаций подростков, формы работы по вовлечению родителей в общественную экспертизу образования.
3.    Ценности современного педагога, его профессионально обусловленные ценностные кризисы, управленческие технологии формирования ценностей педагогического коллектива, методические аспекты работы с педагогическим коллективом по формированию аксиологического содержания программы «Воспитание и социализация» в школе; личность и психологическая компетентность современного педагога в контексте требований Профессионального стандарта педагога.

Рефлексия. Ниже представлены размышления об итогах сетевой дискуссии  научного руководителя Сетевой школы методиста, заведующей кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО, к.п.н., доцента Елены Владимировны Василевской (г. Москва).

Завершена содержательная сетевая дискуссия «Психолого-педагогическое сопровождение развития ценностно-смысловой сферы личности обучающегося в условиях реализации ФГОС ООО».  Размышления участников и представленные материалы из опыта работы по данной проблеме еще раз подтвердили, что важным аспектом личностного развития человека является его  ценностно-смысловая сфера. Психологическая основа ценностно-смысловых ориентаций личности – это многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, которые участвуют в создании направленности личности и выражают социально-детерминированные отношения личности к действительности. Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление  деятельности человека, определяют его поведение и поступки.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС - целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса, который включает в себя задачи обеспечения успешной социализации обучающихся, сохранения и укрепления здоровья и  осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности обучающихся и педагогов для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков, опыт которых был представлен и рассмотрен в рамках дискуссии, подтверждает, что складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение, когда сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может ограничиваться рамками задач преодоления трудностей в обучении, но и включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья,  защиты прав детей и подростков. Поэтому и целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормальною развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Нельзя не отметить и тот факт, что сегодня психолого-педагогическая поддержка всех субъектов образовательного процесса направлена на осознание ими своих возможностей и творческих способностей, определение перспектив ближайшего развития,  на информационно-психологическую безопасность всех субъектов образовательного процесса, на овладение широким диапазоном не только предметных, но и психолого-педагогических знаний, органичное приобщение к духовному и материальному миру человеческой деятельности.
Уверена, что тема, предложенная Кировской областью  к дискуссии и поддержанная участниками из других регионов, получит дальнейшее развитие, что будет в дальнейшем способствовать качественным результатам психолого-педагогического сопровождения  развития ценностно-смысловой сферы личности обучающегося. Спасибо всем за работу!

С уважением,
Елена Владимировна Василевская, 
научный руководитель Сетевой школы методиста, заведующая кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО


Категория: Новости подразделений | Просмотров: 197 | Добавил: IROadmin
Министерство образования и науки Российской Федерации