Одним из направлений этого процесса является открытие и деятельность в
сетевом пространстве Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования на портале «Сетевое образование. Экспертиза.Учебники» http://netedu.ru/ Сетевой школы методиста. Направленность
деятельности Сетевой школы методиста в 2011-2012 учебном году — методическое
сопровождение муниципальными методическими службами (ММС) введения и реализации
ФГОС начального общего образования.
С 15 по 18 мая 2012г. под руководством Киселевой Р.А. - к.п.н.,доцентом
кафедры образовательного менеджмента ИРО Кировской области на высоком
теоретическом и практическом уровне подготовлено и организовано качественное
содержательное сопровождение методической панорамы эффективных форм
методической поддержки ММС Кировской области педагогов по введению и реализации
ФГОС НОО на портале «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники» АПК и ППРО.
Включение
ММС в открытое профессиональное пространство требует переосмысления состояния и
содержания ее деятельности с помощью концептуальных, программных и
технологических ресурсов. Изменения в содержательном аспекте методического
сопровождения определяются новыми образовательными профессиональными запросами
педагогов. Вектор изменений в организационных механизмах - это модели сетевого
взаимодействия. Инновационные
модели ММС создают
такие организационные структуры, которые позволяют педагогу осваивать новые квалификации,
обеспечивают доступ к открытым электронным образовательным ресурсам на базе
сетевых технологий, предоставляют педагогу право выбора качественных
инновационных программ непрерывного профессионального развития в т.ч. сетевых.
Основным
механизмом реализации развития ММС, увеличивающим ее продуктивность в
образовательном пространстве, является проектирование обновленной ресурсной
модели с использованием сетевых технологий. Эффективное использование сетевых
информационно-коммуникационных технологий в открытой профессиональной среде возможно
в условиях инновационных организационных ресурсных структур, включающих сетевые
сообщества.
Методическим
службам региона, в рамках реализации программ развития, удалось расширить образовательное
пространство за счет включения педагогов в сетевое пространство регионально-федерального
уровня:
сетевая
школа методиста на федеральном портале «Сетевое образование. Экпертиза.
Учебники» http://netedu.ru/, "Сообщество
творческих учителей", «Научная школа А.В.Хуторского», региональный мастер-
класс руководителей ММС и др. Многоуровневая модель взаимодействия сетевых
сообществ региона представлена в приложении на схеме «Уровневая модель формирования
собственного ресурса ММС в условиях сетевого взаимодействия».
В рамках методической панаромы эффективных форм поддержки педагогов,
реализующих ФГОС, методические центры Омутнинского, Верхнекамского, Вятскополянского, Юрьянского, Подосиновского,
Яранского, Котельничского районов включили в свои организационные модели
профессиональные сетевые сообщества, результаты деятельности которых
представлены профессиональному педагогическому сообществу России.
Представляем основные результаты деятельности сетевых
профессиональных сообществ семи муниципальных методических служб области:
1. Методический образовательный кластер. Сетевое сообщество включает систему обучения,
взаимообучения и самообучения педагогов начальной школы. Деятельность кластера
осуществляется в развитых узлах сетевого взаимодействии: опорные образовательные
учреждения по методической работе, РМО, ВТК, проблемные группы. Кластер
обеспечивает адресной информационной, консультационной, образовательной
поддержкой педагогов начальной школы района.
(см. сайт
Омутнинского информационно-методического центра, руководитель Кузнецова О.И. http://imc0mut.ucoz.ru/load/metodicheskij_obrazovatelnyj_klaster/14.
2. Межшкольные проектные команды сетевого взаимодействия. Являются узловым компонентом сети.
Команды работают по методическому сопровождению использования ИКТ в
образовательном процессе, разработке и реализации программ формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни, по интеграции общего и дополнительного
образования в условиях реализации ФГОС. Проведена диагностика образовательных
потребностей и затруднений по подготовке к ФГОС, разработан конструкт уроков с
использованием приемов формирования УУД, реализована программа методических
дней по темам: «Использование активных методов обучения в образовательном
процессе, «Программы внеурочной деятельности». Сформированы кейсы под профессиональные
запросы педагогов. Участие учителей начальной школы во Всероссийском конкурсе «
Мой урок в рамках нового стандарта». Опубликованы статьи по сформированному
опыту организации методической работы ОУ через сетевое взаимодействие в
журналах «Завуч начальной школы», «Педагогическое творчество», «Директор
сельской школы», «Образование в Кировской области».
(См. сайт Верхнекамского ИПЦ, руководитель Скутина Н.В.) http://ruokirs.ucoz.ruhttp://ruokirs.ucoz.ru
3. Методический консалтинг в сопровождении ФГОС. В основу методической работы положена социальная технология управленческого консультирования. Разработаны анкеты путеводители для руководителей и педагогов в целях сопровождения индивидуальных программ профессионального развития в условиях ФГОС. Работают по проблемам ФГОС экспериментальные площадки на базе шести ОУ района. Разработаны модели программы консультирования по выявленным проблемам педагогов и руководителей по ведению нового стандарта образования. Проведена серия вебинаров с руководителями ОУ и педагогами района по теме « Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания на основе технологии социального проектирования». (См. сайт методической службы Котельничского района, руководитель Спивак Т.С. ) www.kotelruomms.ucoz.ru.
4. Инновационная
площадка ММС - эффективная форма реализации системных изменений ФГОС. Выявлены проблемы для оказания
методической помощи педагогам. Изучены нормативные документы, определяющие
деятельность педагогов в новых условиях. Разработана модель преемственности
компонентов процесса обучения при подготовке к реализации стандарта второго
поколения. Разработана модель сетевого взаимодействия по проблемам работы с
семьей. Осуществляется экспериментальная деятельность по моделированию
современного урока с использованием технологий деятельностного типа.
Представлены публикации моделей уроков в научно-методическом журнале «Образование
в Кировской области». Участие учителей-экспериментаторов в сетевом конкурсе
«Открывая мир, открываешь себя» в рамках сетевой
школы
методиста АПК и ППРО. Проведены межрегиональные сетевые педагогические чтения совместно
с К-городецким ИМЦ Вологодской области. (См. сайт Подосиновского ИМЦ, руководитель
Соколова Л.А. https://sites.google.com/site/mmspodosinovskij/
5. Методические школы: «Деятельность дошкольного образовательного учреждения в
условиях современного образования», «Методическое сопровождение введения в
образовательные учреждения ФГОС НОО». Разработаны методические рекомендации: по
организации предшкольного образования и выбора учебного методического комплекта
в начальной школе, по составлению рабочих программ, реализующих ФГОС через
различные УМК, технологические карты учебного занятия в соответствии с УМК.
(см. сайт Вятскополянского информационно-методического кабинета, руководитель Пономарева Л.В. www.ruovp.ucoz.ruwww.ruovp.ucoz.ru).
6. Инновационная команда. Результаты работы: разработка
методических рекомендаций по обновлению нормативно-правовой,
учебно-методической базы при переходе на ФГОС, подготовка предложений по
сетевому взаимодействию образовательных учреждений и по созданию
межмуниципальных сетевых кластеров. Разработаны программные образовательные
модули ООП НОО, программы ДНРВ, УУД. Подготовлены тьюторы по сопровождению
ФГОС. ( см. сайт Вятскополянского ИМК www.ruovp.ucoz.ruwww.ruovp.ucoz.ru).
7. Ассоциация творчески работающих педагогов. Направления деятельности: диссеминация опыта по введению ФГОС, реализация региональной и муниципальной политики в образовании, методическая поддержка молодых педагогов, работающих в условиях введения ФГОС НОО, экспертно-аналитическая деятельность, экспериментальная деятельность. Результаты: разработаны школьные проекты по внеурочной деятельности, проведены мастер-классы педагогов - членов ассоциации, разработана нормативно-правовая база деятельности ассоциации, состоялись конкурсы исследовательских работ учащихся и педагогов-руководителей проектов, представлен опыт единичных проектов по введению ФГОС. Изданы сборники: по работе семинаров Ассоциации, методической помощи педагогам в разработке рабочих программ, программ коррекционной работы, формированию УУД. Подготовлены рекомендации для педагогов экспериментаторов в рамках программ опытно –экспериментальной деятельности ОУ. (см. сайт Яранского информационно-методического сектора МКУ «Ресурсный центр образования», руководитель Бочкарева Т.И. http://mo-yaransk.ru/city/school.php).
8. Экспериментальная
площадка:
«Организация внеурочной деятельности в условиях муниципалитета». Результаты:
разработана сетевая модель организации внеурочной деятельности в условиях
муниципалитета. Осуществлена укомплектованность педагогическими кадрами и
другими специалистами, реализующими программу внеурочной деятельности. Учителя
НОО обеспечены УМК в соответствии с требованиями стандарта, имеют доступ ко всем
электронным образовательным ресурсам, в т.ч., обеспечивающим организацию
внеурочной деятельности (см. сайт ресурсного информационного центра образования
Юрьянского района, руководитель Кривокорытова Л.Н. http://yuriarmk.ucoz.ru).
Коллеги сетевого сообщества «Сетевая школа методиста»,
образовательных учреждений общего и дополнительного профессионального
образования г. Москва (АПК и ППРО), Нижнего Новгорода, г.Саратова,
г.Комсомольска-на-Амуре, г.Тамбова. г.Кирова дали высокую оценку целесообразности
представленных форм работы в сетевых сообществах региональной методической
службы, содержание которых направлено на реализации стандадартов нового
поколения.
Руководители муниципальных методических служб - Кузнецова О.И., заведующая информационно-методического центра Омутнинского района, Скутина Н.В., заведующая информационно-педагогического центра Верхнекамского района, Пономарева Л.В., заведующая информационно-методического кабинета Вятскополянского района, Спивак Т.С., заведующая районного методического кабинета Котельничского района, Соколова Л.А., директор информационно-методического центра Подосиновского района, Кривокорытова Л.Н., заведующая ресурсного информационного центра образования Юрьянского района, Бочкарева Т.И., зав. Яранского информационно-методического сектора МКУ «Ресусный центр образования» на этапе формирования сетевой модели Федеральной региональной муниципальной методической службы являются лидерами развития методической службы области.