Отчет о первом дне работы Всероссийской научно-практической конференции «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».
27 ноября 2014 года начала свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».
В рамках Пленарного заседания конференции, которое состоялось в здании Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева, было проведено расширенное заседание коллегии департамента образования Кировской области по вопросу «О первоочередных мерах реализации инклюзивного образования в Кировской области».
Мероприятие началось выступлением Образцового ансамбля народного танца «Дымка».
С приветственным словом перед присутствующими выступил и.о. главы департамента образования Кировской области А.М. Измайлов. Он отметил, что во Всероссийской научно-практической конференции принимают участие более 300 человек из 30 регионов РФ, сказав, что этоявляется хорошим показателем для мероприятия подобного уровня. Александр Михайлович напомнил участникам, что уровень образования в Кировской области – один из самых высоких в России, пожелал участникам конференции плодотворной работы и выразил надежду, что по итогам мероприятия удастся выработать практические рекомендации, которые позволят идти вперед в решении вопроса развития инклюзивного образования.
Слово для приветствия было предоставлено заместителю директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации И.О. Терехиной. В своем выступлении она подчеркнула, что инклюзивное образование стало приоритетным направлением модернизации образования и оптимизации образовательного пространства в современной России. Ирина Олеговна сделала ссылку на Федеральный закон "Об образовании в РФ", в котором четко прописано определение понятия «инклюзивное образование». И.О. Терехина акцентировала внимание участников конференции на том, что самое главное в вопросе развития инклюзивного образования – это формированиеотношенческого аспекта и назвала инклюзию «нормой жизни». И для поддержания этой нормы она считает необходимой систематическую работу: создание федеральных программ, кадровое обеспечение и многое другое. Задача системы образования, по ее мнению, состоит в том, чтобы максимально обеспечить условия, необходимые для полноценного развития каждого ребенка.
С докладами на Пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции выступили:
Сысуева Ирина Всеволодовна, начальник отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования Кировской области «О первоочередных мерах реализации инклюзивного образования в Кировской области»;
Машарова Татьяна Викторовна, д.п.н., профессор, ректор ИРО Кировской области «Региональная модель комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»;
Алёхина Светлана Владимировна, к.психол.н., директор института проблем инклюзивного образования, проректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» г. Москва «Региональная система ресурсного обеспечения инклюзивного образования».
И.В. Сысуева рассказала о первоочередных мерах реализации инклюзивного образования в Кировской области: опыте работы по созданию безбарьерной среды в образовании; опыте работы базовых образовательных учреждений; опыте работы системы специального (коррекционного) и интегрированного обучения детей с ОВЗ; информации о количестве детей с ОВЗ и детей-инвалидов; увеличении подушевого финансирования; увеличении количества инклюзивных школ; опыте работы ресурсного центра инклюзивного образования (на базе ИРО Кировской области); проведении комплексного мониторинга системы инклюзивного образования в регионе.
Ирина Всеволодовна упомянула об острой необходимости создания новых ресурсных центров на площадках базовых образовательных учреждений; о введении дополнительных ставок тьютеров и ассистентов (помощников); о проведении родительских собраний для всех субъектов образования.
Т.В. Машарова представила участникам и гостям конференции региональную модель комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Свое выступление Татьяна Викторовна начала со слов благодарности Федеральному институту развития образования, Институту проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, Центру диагностики и консультирования «Участие» г. Москвы, издательству «Академкнига/Учебник» за помощь в разработке данной модели, реализация которой позволит воплотить в жизнь ожидания педагогической и родительской общественности, мечту тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечив их интеграцию в целостное образовательное пространство региона.
Т.В. Машарова в своем докладе обозначила проблемы инклюзивного образования, опыт работы регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Кировской области», а также представила информацию о комплексном мониторинговом исследовании системы инклюзивного образования, модель инклюзивного образования и опыт работы ИРО Кировской области по вопросам инклюзивного образования.
В конце своего выступления Татьяна Викторовна выразила готовность ИРО Кировской области к конструктивному диалогу и плодотворному сотрудничеству с коллегами.
С.В. Алехина назвала модель инклюзивного образования основой изменений в современном образовании. Переход к этой модели – сложная образовательная практика, которая требует долгой систематической работы, это большое начало смены ценностных установок в российском обществе. Идея инклюзии, по словам Светланы Владимировны, представляет собой социальную концепцию – «Идея включающего общества» -это своеобразный вызов к изменениям в обществе, мировая тенденция. «Основная идея инклюзивного образования – это ориентация людей на принятие любого члена общества, каждый из которых, в свою очередь, имеет право на отличие. И это испытание для всех нас», - сказала Светлана Владимировна. Она акцентировала внимание на том, что существуют сложности в реализации идеи инклюзивного образования.
Светлана Владимировна упомянула о важности сетевой формы реализации программы инклюзивного образования, которая поможет уменьшить количество отказов в приеме в школу детям, для которых требуются специальные условия и подготовка педагогических кадров.
В конце выступления С. В. Алёхина обратилась к участникам конференции со словами: «Инклюзия – это не форма, а системное качество образования. Любой ребёнок, имеющий отличие от других детей (находящийся в зоне социального риска, мигрант, ребенок с ОВЗ и др.), должен получить поддержку, чтобы не быть исключенным из системы образования. А мы, в свою очередь, должны быть открыты для того, чтобы быть доступными».
Презентация Алёхиной С.В. «Региональная система ресурсного обеспечения инклюзивного образования»
Приятным завершением Пленарного заседания конференции стало вручение заведующей Центром инклюзивного образования ИРО Кировской области, Заслуженному учителю Российской федерации М.А. Салтыковой нагрудного знака "Почетный работник КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области».
Затем участники Всероссийской научно-практической конференции на тему «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» продолжили работу на базовых площадках.