Мероприятие: Первый Всероссийский съезд учителей истории и обществознания.
Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Российская Академия наук, Российский государственный гуманитарный университет, Ассоциация учителей истории и обществознания. Время проведения: 31 марта - 01 апреля 2011 г.
Место проведения: Первый Всероссийский съезд учителей истории и обществознания проходил в г. Москва на базе Российской Академии наук.
Участники: академики, члены-корреспонденты РАН (Осипов Ю.С., Садовничий В.А., Чубарьян А.О., Торкунов А.В., Тишков В.А., Пивовар Е.И., Карпов С.П.), научные деятели (Нарочницкая Н.А, Асмолов А.Г., Шмидт С.О., Бордовский Г.А., Безбородов А.Б. и др.), сотрудники системы дополнительного профессионального образования субъектов РФ, учителя истории и обществознания. Кировская область была представлена 5 делегатами: глава делегации - Никитина Е.Л., к.п.н. (МОАУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова), председатель регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания; Акаева Е.В. (ГОУ СОШ с УИОП г. Яранска, руководитель ОМО учителей истории, обществознания Юго-Западного округа), Крицкая Н.Ф., к.п.н. (МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова), Останина Л.В. (ГОУ ВГГ г. Кирова), Созинов А. Г. (ГОАУ КЭПЛ г. Кирова).
Цель: обсуждение наиболее актуальных проблем преподавания истории в контексте перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Задачи: обсуждение и утверждение Устава Ассоциации учителей истории и обществознания, а также выборных руководящих органов и комиссий Ассоциации.
Содержание: на пленарном заседании Первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания выступили: Чубарьян А.О., академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН с анализом состояния исторической науки в современной России; Торкунов А.В., академик РАН, ректор Московского государственного института международных отношений МИД России с докладом о взаимосвязи истории и современной политики; Тишков В.А., академик РАН, председатель секции истории Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН с анализом ситуации преподавания истории в школе в многонациональной России; Пивовар Е.И., член-корреспондент РАН, ректор Российского государственного гуманитарного университета с докладом «Историческое образование в школе и вузе (пути взаимодействия и интеграции)»; Нарочницкая Н.А., д.и.н., президент Фонда исторической перспективы, член Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Дальнейшая работа Съезда была организована по секциям.
Секция № 1 была посвящена освещению роли учителя истории в формировании гражданственности молодого поколения. Обсуждались вопросы о роли учителя истории в воспитании гражданина России, «профессиональный стандарт» учителя истории, возможности послевузовского обучения учителей истории, проблемы модернизации системы повышения квалификации, проблемы адаптации в школе выпускников педвузов.
В секции № 2 ставились вопросы о роли современной исторической науки в учебно-методическом обеспечении курса истории. Участники обсудили необходимость общественной учительской экспертизы учебно-методической литературы по истории, проблемы интерпретации истории в национальной историографии и противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, международные проекты по разработке учебной исторической литературы.
В секции № 3 «Преподавание истории и обществознания в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» обсуждались основные подходы к разработке программ по истории, новый образовательный стандарт и структура школьного исторического образования, формы и методы оценки и контроля знаний учащихся, формы и способы выявления и развития у школьников творческих способностей.
На секции № 4 «Электронные образовательные ресурсы по истории и обществознанию» рассматривались следующие вопросы: использование Интернет-ресурсов и мультимедийных ресурсов в преподавании истории, обществознания в школе, принципы и методы отбора, экспертиза электронных образовательных ресурсов.
Участники секции № 5 «Изучение региональной истории в контексте преподавания истории России» рассматривали вопросы о роли и месте краеведения в системе преподавания истории в школе, проблемы формирования российской идентичности, основные подходы к формированию школьных исторических музеев, организации внеурочной деятельности по истории.
Результаты: В результате обсуждения вопросов на Первом Всероссийском съезде учителей истории и обществознания были выявлены наиболее актуальные проблемы преподавания истории в контексте перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, был утверждён Устав Ассоциации учителей истории и обществознания, а также состав выборных руководящих органов и комиссий Ассоциации.