Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области
Главная » 2014 » Ноябрь » 14

10:42
Секция «Медиация: инновации в формировании благоприятной социальной среды»

Секция «Медиация: инновации в формировании 
благоприятной социальной среды»

Секция докладов проходила 18 октября 2014 года в зале «Гжель» г. Москвы. Было заслушано 9 докладов. Выступали Лаврова Н.М., Лавров В.В., Рубан О.И., Чеглова И.А., Макарова Г.А., Кускильдина Ф.М., Фархутдинова Л.В., Огарелышева В.В., Машарова Т.В., Созонтова М.В. 

Авторы докладов полагали, что, накопив арсенал методов, способствующих разрешению споров в общественных, деловых и семейных отношениях, медиация плодотворно применяет эти методы для предотвращения конфронтации в коллективе. Имеется в виду не достижение «управления конфликтами», а созидание социальной среды, благоприятной для конструктивного взаимодействия, исключающего возникновение конфликтов. Такая среда характеризуется взаимопониманием, толерантностью и личной ответственностью членов коллектива. Ее формирование обеспечивается построением эффективной системы коммуникации. Современные знания в области информатики и нейронаук служат теоретической базой для инновационных подходов к налаживанию коммуникации в ходе медиативных переговоров. Выявляются коммуникативные барьеры, и отрабатываются способы их преодоления. Опыт, полученный в посреднической деятельности, направленной на предотвращение конфликтов, предоставляет материал для инновационной модели медиации, концентрирующей внимание на построении коммуникации, на избегании негативной эмоциональной напряженности и на поддержании благоприятной социальной среды в коллективе. Модель успешно апробируется в условиях повышенной эмоциональной напряженности в образовательных учреждениях, где создается служба школьной медиации, и в лечебных учреждениях, где благодаря медиатору достигается согласие в отношениях врача и пациента. 

Дискуссия была посвящена актуальности применения медиации в России. Особый интерес вызвали проблемы медиации в сфере здравоохранения, в образовательных учреждениях, а также вопросы использования психологического инструментария в практике медиации. Проведено обсуждение превентивной медиации (В.В. Макаров) и модели психотерапевтической медиации. Выступавшие подчеркивали значимость супервизии в медиации.

Председатель секции Лаврова Н.М. выступила с докладом «Роль службы системной школьной медиации в формировании благоприятной среды в образовательном учреждении».

Наблюдение за образовательными коллективами, в которых произошли и были урегулированы конфликты внутри ученических групп или между учащимися, педагогами и родителями, показывает, что опыт, полученный участниками завершенного конфликта, положительно влияет на состояние коллектива. Возникает вопрос, что определяет позитивные последствия пережитого конфликта, если известно, что конфронтация сторон наносит вред и участникам конфликта и коллективу, в котором произошел конфликт? Ответ на поставленный вопрос проясняется, если обратиться к сущности медиации. Набор общих фраз о конфликтологической компетенции и медиативных инновациях после переосмысления сводится к признанию принципиального обстоятельства – успех медиативных переговоров определяется уровнем взаимопонимания сторон. После урегулирования конфликта могут оставаться обиды и неудовлетворенные ожидания, но при этом остается и взаимопонимание, которое было достигнуто благодаря медиации. Именно налаживание коммуникации служит тем достижением, которое помогает получать знания и взаимодействовать обучающимся, пе-дагогам, родителям и администрации образовательного учреждения.


Просмотров: 82 | Добавил: IROadmin
Министерство образования и науки Российской Федерации