Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области
Главная » 2011 » Май » 10

15:29
Всероссийский семинар-совещание «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников»

    21-22 апреля 2011 года в городе Пензе состоялся Всероссийский семинар-совещание «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников». Семинар проводился по инициативе губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева при поддержке Минобрнауки России.

   Цель семинара – трансляция инновационных подходов по внедрению приоритетных направлений физкультурно-спортивного воспитания обучающихся и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс образовательных учреждений.            Участниками семинара стали руководители и представители органов исполнительной власти более 70 субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.  

   На пленарном заседании «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников» выступил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко.

   От Кировской области в работе семинара принял участие Алексей Геннадьевич Волков, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий КИПК и ПРО.

    Такое грандиозное мероприятие проводилось в Пензе неслучайно.

    У губернатора Пензенской области к спорту и физкультуре особое отношение. Для первого лица региона, также как и всего населения области, слова Льва Толстого о том, что надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно, стали ориентиром в формировании своего образа жизни. На протяжении более 10 лет область последовательно и системно вкладывает огромные средства в создание спортивной инфраструктуры.

    Только за последние пять лет вложено 4 миллиарда – в строительство и реконструкцию спортивных сооружений, 3 миллиарда – в спортивное оборудование. Разумные капиталовложения уже сегодня дают свои результаты. Пензенскому краю есть, чем гордится! Это и олимпийские чемпионы, и доступный массовый спорт, достоверные показатели улучшения здоровья детей и даже резкое снижение правонарушений среди подростков и молодежи.

    В Пензенской области решены многие проблемы, которые для других регионов кажутся неразрешимыми. Создана и развивается спортивно-оздоровительная инфраструктура: 100 % образовательных учреждений обеспечены спортивными залами для занятий физической культурой, для занятий плаванием построено 65 бассейнов и дворцов водного спорта, в 25 школах функционируют школьные бассейны.

    Участники семинара были буквально поражены красотой и многофункциональностью пришкольных физкультурно-оздоровительных комплексов. Сегодня их в области – 47. И спортзал, и бассейн и футбольное поле, и тренажерные залы, и отделения реабилитации - все под одной крышей, а рядом детский сад и школа!

    По мнению министра образования Пензенской области Светланы Копешкиной, проблема формирования здорового образа жизни школьников должна решаться комплексно: во-первых, это создание условий для физического и духовного развития самого ребенка, во-вторых, это формирование здоровой среды, которая будет содействовать становлению и развитию ребенка.     Во всех школах Пензенской области реализуется программа «К здоровью – через движение». Школа Пензенской области сегодня - это 3 урока физкультуры, ежедневная утренняя гимнастика и физкультминутки на уроках, динамические паузы и «часы здоровья», занятия в спортивных секциях, занятия в группах ОФП и ЛФК 1-2 раза в неделю. Школа, где ребенку дана возможность двигаться.

    Большой популярностью у детей пользуется губернаторский проект «Танцующая школа», участниками которого стали свыше 100 тысяч школьников из 578 общеобразовательных учреждений.

    В школьных бассейнах и физкультурно-оздоровительных комплексах приводят мышцы в тонус не только ученики, вечером сюда приходят тренироваться их родители и молодежь микрорайона. В течение учебного года на базе ФОКов организуется более 2,5 тысяч спортивно-массовых мероприятий. Здесь же проходят различные семинары педагогов и наглядный обмен опытом по физкультурно-оздоровительной работе.

    Пензенская область обладает уникальным опытом создания центров профилактики и реабилитации на базе образовательных учреждений.

    На сегодняшний день они функционируют в 65-ти образовательных учреждениях. Центры созданы с целью своевременного выявления заболеваний школьников и их лечения, но основная роль отведена профилактике. В них оборудованы кабинет врача-педиатра, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, кабинет лечебной физкультуры, кабинет массажа и др.

    Один из основных помощников в предотвращении заболеваний – хорошее питание. С 2008 года систему школьного питания в области постепенно модернизировали. Изменили инфраструктуру: школы оснастили современным технологическим и холодильным оборудованием. Разработали программу, для того чтобы еда стала доступной для каждого, сбалансированной и качественной. С 1-го по 7-й класс все дети получают бесплатные молочные продукты в рамках межведомственной целевой программы «Школьное молоко».

    В школах внедряется система общественного контроля, созданы и работают группы контроля за качеством питания, состоящие из представителей ученических коллективов, родительской общественности (родительские комитеты, советы бабушек или советы отцов).

    С 2008 года во всех образовательных учреждениях осуществляется витаминизация готовых блюд. Наряду с комплексными завтраками и обедами предлагается свободный выбор блюд. Также осуществлен переход на 10-ти дневное примерное меню для школьников. На сегодняшний день охват здоровым питанием – 100% детей. Уровень заболеваний органов пищеварения снизился на 3,5%.

    Мониторинг физического развития школьников области проводится ежегодно в рамках спортивных состязаний «Тесты губернатора». Они позволяют каждому испытать себя – познать свои возможности, реакции, резервы здоровья, оценить свой потенциал, самому наметить исследования физического саморазвития и выполнить ее, что становится главным стимулом для серьезных занятий физической культурой и спортом. Цель мониторинга – определение динамики уровня физической подготовленности по возрастным группам школьников. Он проводится в начале и в конце учебного года по пятибалльной системе.

    Подводя итоги работы семинара, А.А. Фурсенко отметил, что система образования сегодня должна решать конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе «индивидуального подхода», минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения», формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни. - На сегодняшний день для успеха недостаточно только знаний, важен здоровый образ жизни, который необходимо прививать с самого детства, со школьной скамьи, - говорил министр образования. По словам Андрея Фурсенко, вопросы формирования ценностей здорового образа жизни, повышения здоровья нации и в первую очередь – подрастающего поколения являются одним из главных приоритетов государства. Яркий пример этому – то, что мы увидели на Пензенской земле.

    Благодаря личной активной жизненной позиции губернатора и министра образования в школах Пензенской области в хорошем смысле этого слова, культ здорового образа жизни! Мода на здоровый образ жизни в буквальном смысле вошла в школьную среду.

    На семинаре-совещании были выработаны конкретные рекомендации и законодательные инициативы для Государственной Думы, Правительства РФ, Минобрнауки РФ.

    Участники совещания внесли следующие предложения:

    Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов РФ, главам муниципальных образований

    1. Обеспечить межведомственное взаимодействие по вопросам формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.

    2. В рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей, при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотреть средства на приобретение спортивного и медицинского оборудования в соответствии с требованиями СанПиН.

    3. При формировании региональных и муниципальных бюджетов на 2012-2014 годы предусмотреть увеличение финансовых средств, направленных наповышение квалификации и переподготовку инструкторов, учителей физической культуры и тренеров-преподавателей.

    4. Принять меры к созданию числа отделений профилактики и реабилитации на базе общеобразовательных учреждений, позволяющих осуществлять комплексное оздоровление детей без отрыва от образовательного процесса.

    5. Разработать комплекс мер по пропаганде здорового образа жизнисредствами социальной рекламы.

    6. Разработать меры государственной поддержки отдельных категорий детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по выделению средств для обеспечения их бесплатным двухразовым питанием.

    Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющих управление в сфере образования.

    1. Обеспечить введение третьего часа физической культуры в объём недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех типов и видов (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889), приняв соответствующие нормативные правовые акты, а также методические рекомендации по организации преподавания третьего часа физической культуры.

    2. Ежегодно проводить Всероссийские спортивные соревнованияшкольников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры», предусмотрев максимальный охват обучающихся этими мероприятиями на школьном, муниципальном и региональном этапах.

    3. Организовать повышение квалификации инструкторов, учителей физической культуры и тренеров-преподавателей по профилю «Физкультурно-оздоровительные технологии» в рамках направления подготовки 034300 «Физическая культура». 4. Ежегодно проводить региональные конкурсы программ и проектов,нацеленных на повышение престижа здоровой, активной жизни подрастающего поколения, воспитание чувства ответственности, ценностного отношения к здоровью.


Категория: Новости подразделений | Просмотров: 1767 | Добавил: kirovipk
Министерство образования и науки Российской Федерации