Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области

Екатеринбург. Федеральная стажировочная площадка "ИКТ как средство реализации ФГОС"

Положенные в основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования деятельностные принципы образования, требуют подготовки качественно новых педагогов, способных к организации учебной деятельности учащихся в современной информационной образовательной среде и формированию как предметных, так и метапредметных, и личностных образовательных результатов. Это предполагает необходимость деятельностных моделей подготовки педагогов. Одной из таких форм выступает стажировка, в которую в качестве полноправных участников реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования включены образовательные учреждения, имеющие необходимые модели учебной деятельности.

Для реализации Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 и распространения на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования созданы Федеральные стажировочные площадки. В рамках этой программы в апреле-мае 2012 года группа руководителей и педагогов инновационных образовательных учреждений Кировской области прошли стажировку на базе ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по образовательной программе «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов». В ходе проведения стажировки участникам было предложено посещение образовательных учреждений г. Екатеринбурга, участие в тренингах, работа с электронными методическими ресурсами в открытом классе, разработка авторских учебно-методических материалов.

Содержание стажировки было представлено многоаспектно и позволяло познакомиться и проанализировать успешный опыт использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Климовских И.А., директор МБОУ СОШ №76 с УИОП г. Екатеринбурга наглядно продемонстрировал электронную систему управления образовательным учреждением, включающую IP-видеонаблюдение, контролируемый доступ в образовательное учреждение детей, сотрудников, посетителей по персональным магнитным картам, что обеспечивает безопасность школьников и позволяет отслеживать время прихода, время ухода, опоздания, вести табель рабочего времени. В школе также действует электронная система учета библиотечного фонда: персональная магнитная карта учащегося является и его читательским билетом; каждый экземпляр книги, имеющиеся в школьной библиотеке, внесен в электронный каталог; выдача и прием книг проходит с помощью штрих сканера по штрих коду экземпляра и читательскому билету. Боброва С.Н., зам директора МОАУ Лицей № 21 города Кирова и Брендина Н.В., зам директора МОАУ СОШ № 56 г. Кирова отметили, что особенно интересен успешный опыт данного образовательного учреждения по внедрению персонифицированной системы учета питания с безналичной формой оплаты через Е-карту, которая позволяет родителям оперативно через Интернет отслеживать питание своих детей.

А вот идея работы с электронным журналом для педагогов Кировской области оказалась не новой. В образовательных учреждениях области целенаправленно осуществляется деятельность по автоматизации процесса управления на основе использования программных продуктов группы компаний «Аверс»: АРМ «Директор», ИАС «Электронный классный журнал», ИАС «Расписание», ИАС «Библиотека», АРМ «Заведующий ДОУ». Михолап Э.Л., зам. директора МБОУ СОШ с УИОП № 28 г. Кирова рассказала об опыте введения с сентября 2008 года электронной версии журнала, полностью исключив бумажный вариант традиционного классного журнала.

На базе МБОУ СОШ №76 г. Екатеринбурга с января 2011 года функционирует городской ресурсный центр по оказанию научно-методической и информационной помощи образовательным учреждениям в организации дистанционной поддержки образовательного процесса в школе. Сведения об учащихся и педагогах необходимые для обучения, импортируются из системы «Сетевой город» в установленную на сервере ОУ свободно распространяемую систему дистанционного образования Moodle. Педагоги различных образовательных учреждений создают дистанционные курсы и пополняют базу данных разработанных курсов с указанием электронных адресов для просмотра созданных ресурсов. Ивонина С.Ю., учитель КОГОАУ «Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка» подчеркнула, что этот опыт, безусловно, интересен образовательным учреждениям Кировской области, использующим дистанционные образовательные технологии при реализации основных и дополнительных образовательных программ.

При реализации Федеральных государственных стандартов использование информационных и коммуникационных технологий становится актуальным не только в процессе управления, но что особенно важно в образовательном процессе. Проблемы интеграции образовательных и информационных технологий проработаны на тренингах проводимых Волковой И.А., Шпарутой Н.В. сотрудниками Института развития образования Свердловской области и Вылегжаниной И.В. сотрудником Института развития образования Кировской области. А в МБОУ СОШ с УИОП № 68 г. Екатеринбурга на открытых уроках продемонстрированы педагогические ситуации, в которых при решении учебных задач используются такие средства ИКТ как система интерактивного голосования, документ-камера, интерактивная доска. Учителя начальных классов Кузнецова М.В. из КОГОКУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» и Кокорина Т.А. из КОГОКУ «Физико-математический лицей» отметили, что какие бы эффективные технико-технологические средства не использовались, самым важным ресурсом развития современного урока было и остается мастерство учителя. Это было продемонстрировано на открытом уроке в начальной школе Мазитовой Юлией Николаевной учителем школы № 68 г. Екатеринбурга.

При подведении итогов одного из дней участниками стажировки обсуждался вопрос о необходимости доступа учителя к качественным учебным, методическим, научным материалам, что наряду с курсовой подготовкой обеспечивает профессиональный рост учителя. Кировская область стала первым регионом РФ, подключившимся к Общероссийскому образовательному проекту «Школа цифрового века». С 2012 года все учителя Вятского края за счет средств регионального бюджета получили доступ к цифровым материалам Издательского дома «Первое сентября». 

В МАОУ Гимназии №210 «Корифей», г. Екатеринбург участники стажировки познакомились с опытом организации учебного процесса в направлении образовательной робототехники: создания моделей роботов, проектирования и программирования робототехнических устройств, участия в региональных и заключительных этапах российской олимпиады. В Кировской области это направление пока только начинает развиваться, поэтому участникам стажировки особо важными оказались практические занятия Лебединцевой И.Н., зав. кафедрой информатики Гимназии «Корифей» по освоению методических приемов работы с детьми и подростками на уроках робототехники. ШиляеваС.В., руководитель центра информатизации КОГОКУ «Вятский технический лицей» и Татарских О.Б., учитель информатики КОГОКУ «Лицей естественных наук» заинтересованно обсуждали с коллегами из гимназии актуальность и возможности образовательной робототехники для подготовки современных инженерно-технических кадров.

Зонов В.А., зам. директора КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» и Глызина И.П. зам директора КОГОКУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Омутнинска Кировской области высказали мнение о том, что интересы и сложности с которыми сталкиваются образовательные учреждения разных регионов схожи, и стажировка позволяет познакомиться с решениями проблем информатизации в конкретных образовательных учреждениях, а также по-новому осмыслить свой опыт работы в данном направлении.

Насыщенная образовательная программа была дополнена обзорной экскурсией по городу Екатеринбургу, посещением оперного театра и кафе-музея «Демидовъ».

После очного прохождения стажировки обучение было продолжено в дистанционном режиме. На площадке «Открытого класса» (www.openclass.ru) педагоги изучали теоретический материал, выполняли практические работы, обсуждали результаты обучения. Продукты деятельности размещены в электронных портфолио участников.

Таким образом, в ходе стажировки участники оказались в условиях информационной образовательной среды, насыщенной современными ИКТ средствами, позволяющей, обмениваться идеями, поддерживать успешный опыт коллег, осваивать новое содержание эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в качестве средства реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Вылегжанина Инна Витальевна, 
к.п.н., зав. лаборатории информатизации регионального образования
Института развития образования Кировской области

Категория: Отчеты о стажировке | Добавил: siteadmin (16.05.2012)

Просмотров: 1445
Министерство образования и науки Российской Федерации