В системе дополнительного образования детей Кировской области исторически сложились особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать актуальные социально-педагогические задачи, ориентируясь на свободу ребенка, на реализацию его творческого потенциала, саморазвитие и самоопределение. Современный и быстрый отклик системы образования на изменения в социальном пространстве, на появление новых образовательных потребностей учащихся проявился в создании педагогами дополнительного образования творческих продуктов: дополнительных образовательных программ, пособий и проспектов к ним. Растет ответственность педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений, школ Кировской области за качество дополнительных образовательных программ, за выбор способов воспитания и обучения, за пребывание ребенка в комфортных социально-психологических условиях.
В настоящее время дополнительная программа выступает нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательный потенциал предметной области, ориентирует педагогов на создание развивающих условий, удовлетворяющих потребностям ребенка в выборе содержания, уровня освоения, варианта прохождения коллективных и индивидуальных образовательных маршрутов.
На XI конкурсе были представлены дополнительные образовательные программы из 22-х муниципальных образовательных учреждений (из 37 по 7 направлениям, из 32 образовательных учреждений 4-х типов (УДО детей – 29, ДОУ – 3, школа – 5. Научная область программ: техника (2.7%), физическая культура (13.5%), естественно-научные дисциплины (13.5%), социальная педагогика (5.4%), туризм и краеведение (8,1%), художественное творчество (54.05%). В числе представленных программ по срокам реализации до года – 13.5 %, до 3-х лет – 51.3 %, свыше 3-х лет – 2.3%. По ступеням реализации: дошкольный возраст – 16,2%, первая ступень обучения – 29.7%, основная школа – 29.7%, старшая ступень – 24.3%. В числе авторов (39, в т.ч. коллективное авторство - 2) программ выступили руководители и методисты УДО детей, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя. Активное участие в конкурсе приняли муниципальные образовательные учреждения: г. Вятские Поляны (3), г. Киров (3), Оричевский р-он (4), Афанасьевский р-он (5), г. Слободской (3).
Авторы программ за основу их построения выбрали следующие постулаты:
Практическая ценность конкурсных программ состоит в раскрытии сущности и специфики образовательной деятельности в УДО детей, выделении различий и особенностей программ в зависимости от целей, сроков реализации, уровней освоения, социального портрета детей. Конкурсные программы прошли первичную экспертизу и почти все соответствуют требованиям содержания и культуры оформления. Увеличилось количество программ по годам и ступеням их реализации, что соответствует концептуальным положениям проекта Федеральной программы развития системы дополнительного образования детей.
В рамках конкурса экспертами выступили:
В результате анализа программ, представленных на конкурс, и их экспертной оценки, оргкомитет конкурса в целях совершенствования программно-методического обеспечения процесса УДО детей вносит следующие предложения: