Вход на сайт
Институт развития образования Кировской области
Главная » 2013 » Май » 29

13:39
Об итогах ХI областного конкурса авторских программ по дополнительному образованию детей

В системе дополнительного образования детей Кировской области исторически сложились особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать актуальные социально-педагогические задачи, ориентируясь на свободу ребенка, на реализацию его творческого потенциала, саморазвитие и самоопределение. Современный и быстрый отклик системы образования на изменения в социальном пространстве, на появление новых образовательных потребностей учащихся проявился в создании педагогами дополнительного образования творческих продуктов: дополнительных образовательных программ, пособий и проспектов к ним. Растет ответственность педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений, школ Кировской области за качество дополнительных образовательных программ, за выбор способов воспитания и обучения, за пребывание ребенка в комфортных социально-психологических условиях.

В настоящее время дополнительная программа выступает нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательный потенциал предметной области, ориентирует педагогов на создание развивающих условий, удовлетворяющих потребностям ребенка в выборе содержания, уровня освоения, варианта прохождения коллективных и индивидуальных образовательных маршрутов.

На XI конкурсе были представлены дополнительные образовательные программы из 22-х муниципальных образовательных учреждений (из 37 по 7 направлениям, из 32 образовательных учреждений 4-х типов (УДО детей – 29, ДОУ – 3, школа – 5. Научная область программ: техника (2.7%), физическая культура (13.5%), естественно-научные дисциплины (13.5%), социальная педагогика (5.4%), туризм и краеведение (8,1%), художественное творчество (54.05%). В числе представленных программ по срокам реализации до года – 13.5 %, до 3-х лет – 51.3 %, свыше 3-х лет – 2.3%. По ступеням реализации: дошкольный возраст – 16,2%, первая ступень обучения – 29.7%, основная школа – 29.7%, старшая ступень – 24.3%. В числе авторов (39, в т.ч. коллективное авторство - 2) программ выступили руководители и методисты УДО детей, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя. Активное участие в конкурсе приняли муниципальные образовательные учреждения: г. Вятские Поляны (3), г. Киров (3), Оричевский р-он (4), Афанасьевский р-он (5), г. Слободской (3).

Авторы программ за основу их построения выбрали следующие постулаты:

  • продуктивное взаимодействие педагога и ребенка, направленное на преобразование диад: «человек – знаковая система», «человек – человек», «человек – техника», «человек – образ», «человек – природа».
  • проектирование и развитие детского сообщества как необходимого условия становления личности;
  • создание комфортной социальной и предметной среды развития ребенка, стимулирующей возникновение и реализацию личностного интереса и творческого потенциала;
  • создание условий для выбора ребенком целей, содержания и способа творческой самореализации и профессионального самоопределения и достижений.

Практическая ценность конкурсных программ состоит в раскрытии сущности и специфики образовательной деятельности в УДО детей, выделении различий и особенностей программ в зависимости от целей, сроков реализации, уровней освоения, социального портрета детей. Конкурсные программы прошли первичную экспертизу и почти все соответствуют требованиям содержания и культуры оформления. Увеличилось количество программ по годам и ступеням их реализации, что соответствует концептуальным положениям проекта Федеральной программы развития системы дополнительного образования детей.

В рамках конкурса экспертами выступили:

  • председатель комиссии - Машарова Т. В., д.п.н., ректор ИРО Кировской области,
  • Игумнова Е. А. зам. директора по УВР КОГОБУ ДОД центр детского (юношеского) технического творчества,
  • Белорыбкина Е. А., к.п.н., зав.центром духовно–гражданского воспитания ИРО Кировской области;
  • Коноплева Е. А., преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области;
  • Савинцева О. Г., зам. директора по научно-методической работе МОАУ ДОД «Детско-юношеский центр Октябрьского района» г. Кирова;
  • Исаева С. А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области;
  • Зырянова А. В., преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области;
  • Анфертьева Н. И., зам. директора по УВР КОГОБУ ДОД «Эколого-биологический центр»;
  • Мезрина Г. М., директор КОГОБУ ДОД центр детского и юношеского туризма и экскурсий;
  • Калетина Т. В., зам. директора по УВР КОГОАУ ДОД школа олимпийского резерва;
  • Трегубова Г. В., художественный руководитель хореографического ансамбля «Вечное движение» МОАУ СОШ с УИОП № 47 г. Киров;
  • Кудинова С. В., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области).

В результате анализа программ, представленных на конкурс, и их экспертной оценки, оргкомитет конкурса в целях совершенствования программно-методического обеспечения процесса УДО детей вносит следующие предложения:

  • обосновывать логические цели, задачи дополнительных образовательных программ в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • совершенствовать социальное, личностное, предметное становление личности ребенка через активное взаимодействие с различными социальными институтами (семьей, группой сверстников, государственными институтами, общественными организациями и др.);
  • выяснять допрофессиональное самоопределение ребенка, необходимое для успешной личностной социализации;
  • определять комплекс условий (управленческих, санитарно-гигиенических, экономических, материально-технических, информационных, аксиологических, методических, валеологичеких, технологических), необходимых для эффективности образовательного процесса в профильном объединении (студия, клуб, мастерская, лаборатория, школа и др.) и развития личностного потенциала ребенка и коллектива;
  • проектировать коллективный и индивидуальный образовательные маршруты и участие ребенка в выборе уровня, темпа, способов освоения содержания дополнительного образования в условиях интеграции с дошкольным, общим и профессиональным образованием.

Категория: Новости подразделений | Просмотров: 734 | Добавил: siteadmin
Министерство образования и науки Российской Федерации